Приветствую Вас Гость | RSS

Эпоха Средневековья

Понедельник, 18.12.2017, 23:30
Главная » Статьи » Мои статьи

Цвета в Средневековье. XIII-XIV века. Цвет черный.

В задачи данной статьи не входит детальное рассмотрение распространенности и символической нагрузки всей той богатой цветовой гаммы, которая использовалась в цивильной одежде горожан в эпоху средневековья. Я бы хотел заострить внимание читателя, в первую очередь, на проблеме использования черного цвета в немонашеских костюмах (с клириками и так все понятно). К сожалению, в реконструкторской среде сформировалось мнение, что черный цвет считался мрачным, траурным, и как следствие был явно не в моде. Как мне кажется, подобное мнение является несколько ошибочным и, в основном, порождено современным мировоззрением. В своей статье я попытаюсь если не опровергнуть, то, по крайней мере, пошатнуть это устоявшееся мнение. Я ни в коем разе не хочу сказать, что применение столь широкой яркой цветовой гаммы, имеющее, как бы то ни было, под собой мощный базис в виде комплекса изобразительных источников, является ошибочным или неверным. Я лишь считаю, что наравне с такими популярными цветами, как красный, желтый, зеленый, коричневый, можно поставить и менее популярный черный, имеющий все-таки право на существование.

В первую очередь, обратимся к изобразительным источникам, как самым наглядным и наиболее убедительным. Пожалуй, самым ярким подтверждением в пользу возможности использования черного цвета является манускрипт Cantigas de Santa Maria, созданный во второй половине XIII века в Испании при дворе короля Альфонса X (1221 -1284). Существует мнение, что, будучи человеком талантливым, сам монарх, при дворе которого состояло большое количество трубадуров, лично принимал участие в создании этого средневекового сборника песен. Помимо этой особенности, этот манускрипт является в своем роде уникальным, и примечателен он тем, что в нем все музыканты изображены в одеждах красно-черных тонов. В этом труде собраны как песни светского характера, так и церковной гимны, причем последние явно в меньшинстве. Наличие песен религиозного характера не позволяет однозначно высказаться в пользу светскости черных одеяний, однако присутствие на тех же миниатюрах красного цвета ставит под сомнение и предположение о принадлежности данных музыкантов к монашеской братии. Просматривая манускрипт, нельзя не обратить внимание, что почти на всех его миниатюрах черный цвет в той или иной степени присущ каждому костюму: шоссы, котты, сюрко, плащи, даже шапероны выполнены этим цветом. Причем, что самое примечательное, глубина оттенка так же варьируется: от темно-синего, почти серого, до глубокого черного цвета. Наличие на одной и той же миниатюре двух различных оттенков черного не позволяет сделать предположение о выцветании красок.

   

Кроме того, черный цвет встречается и на миниатюрах таких общеизвестных трудов, как "Библия Мациевского", "Манесский Кодекс" и "Роман об Александре". Но, как правило, это либо шоссы, либо сюрко.


Библия Мациевского, вторая половина XIII в.


Манесский кодекс, 1305–1340.




Роман об Александре, 1338–1340 в.

Также косвенным подтверждением "в защиту" черного цвета может так же служить и знаменитая "Песнь о нибелунгах", записанная в начале XIII века германским автором. Эпизод со сборами Гунтера и Зигфрида в путешествие в Исландию за Брюнхильдой. Вот как автор описывает работу мастериц над одеждой путников:

365. Казался слишком дешев ей даже горностай
Для тех, кто за невестой в заморский ехал край.
Для них был выбран бархат чернее, чем агат.
И в наши дни украсил бы бойца такой наряд!

(перевод Ю.Корнеева)

Как мы видим, для автора является нормальным тот факт, что рыцари будут красоваться в одеждах черного цвета. Вполне очевидно, что институт использования черного цвета в светских костюмах существовал и данный цвет отнюдь не был траурным (Гунтер все-таки ехал свататься, а не на похороны).

Кроме того, среди рецептов натуральных красителей, записанных в Иннсбрукском манускрипте XIV века, фигурирует и черный цвет. В этом труде даже затрагивается проблема различных его оттенков:

"Возьми скорлупу зеленых орехов и разотри ее, и дай ей гнить в (каменном?) горшке семь дней, и так получишь черную краску.

Если кто-то хочет сделать черную краску, то он должен взять дубовые чернильные орешки и растереть их, и добавить туда квасцы и умело вскипятить их с квасцами и мочой, и этим красить; если он хочет сделать более темным, то должен добавить еще черной краски."

Скорее всего использовалась скорлупа черного ореха, известная как темно-коричневый и черный краситель. Поскольку в ореховой скорлупе присутствует танин, то для этого рецепта не требуется "закрепитель" краски. Получаемый черный цвет варьируется от насыщенного темно-коричневого до чистого черного.*

Благодатную почву в анализе излюбленной цветовой гаммы жителей средневековой Европы дают бесчисленные описания и свидетельства современников. Например, информацию о цветовых предпочтениях участников турниров и торжественных мероприятий можно почерпнуть у Сицилийского Герольда в его труде "Blason des couleurs" (фр. – Геральдика цветов – 1414). Разумеется, торжественные, парадные одеяния разнятся по своей цветовой насыщенности с повседневным платьям, однако труд Сицилийского Герольда примечателен для нас больше с точки зрения психологии цвета. Так, для него красный цвет – самый красивый (кстати, популярность данного цвета полностью подтверждается изобразительными источниками и археологическими находками), коричневый – наиболее уродливый. Зеленый цвет, как природный, имеет наибольшую привлекательность. Из сочетаний цветов он хвалит голубой с бледно-желтым, оранжевый с белым, оранжевый с розовым, розовый с белым, черный с белым и множество прочих.

"Черный, – говорит он, – по нынешним временам излюбленный цвет одежды, ибо это цвет самый простой. Но все им злоупотребляют".

В знаменитом труде голландского исследователя Йохана Хёйзинги "Осень средневековья" мы находим следующую характеристику вкусов позднего средневековья:

во второй половине XIV – XV веке "черное, особенно черный бархат, явно знаменует гордое, мрачное величие, столь любимое этой эпохой, высокомерное обособление от веселой пестроты, которая царила вокруг. Филипп Добрый, простившись с годами своей юности, всегда одет в черное, так же как и его свита; его лошади тоже убраны черным. Цвета короля Рене, стремившегося более ревностно подчеркивать знатность и утонченность – серый, белый и черный."

Но, конечно, самыми убедительными могут быть лишь результаты анализа археологических находок на красители. К сожалению, натуральные материалы, такие как ткань и кожа, плохо сохраняются, по сравнению с металлом, поэтому обнаружение фрагментов одежды и аксессуаров в ходе раскопок в Лондоне является поистине замечательным. В книге Textiles and Clothing, посвященной этим раскопкам приводятся следующие данные:

  • Из 351 образца, подвергнутых анализу на краситель, положительный результат дали лишь 220 (63%).
  • Наиболее часто встречающимся оказался крапп (краситель из марены), обычно дающий теплые кирпично-красные оттенки, а так же используемый для получения персикового, фиолетового, коричневого и желтовато-коричневого цветов. Данный краситель так же может использоваться в сочетании с другими веществами для усиления цвета или получения новых оттенков. Так, анализ 7 образцов показал, что крапп был смешан с синим красителем для получения фиолетового или черного цвета.
  • Анализ двух желтых на вид образцов выявил красители, схожие по параметрам с танином, что позволяет предположит, что в момент покраски они были коричневыми или черными.
  • Общий подсчет показал, что среди общего числа окрашенных тканей преобладают оттенки красного. В меньшем количестве представлены фиолетовые и синие оттенки, следом за ними идут оттенки коричневого и, возможно, черного. Однако, у 37% образцов выявить краситель не удалось.

Таким образом, на основе всего вышеизложенного можно сделать вывод, что черный цвет все же использовался в немонашеском костюме XIII-XIV веков, хотя и не был столь популярен, как цвета более теплых и радостных оттенков.

* цитируется перевод Браги Хольмгардсгоди (кир "Черный Вепрь"). Оригинал статьи лежит здесь.

Использованная литература и изобразительные источники:

  1. Осень средневековья - Йохан Хёйзинга / пер. Д.В. Сильвестров, М.: Айрис-пресс, 2004.
  2. Textiles and Clothing c.1150–c.1450 - Elizabeth Crowfoot, Frances Pritchard, Kay Staniland / The Boydell Press - Museum of London 2001.
  3. Песнь о нибелунгах / пер. Ю. Корнеева, С-Пб.: Азбука-классика, 2002.
  4. The Maciejowski Bible (вторая половина XIII в.).
  5. Manesseschen Liederhandschrift (Codex Palatinus Germanicus 848 (1305-1340)).
  6. Роман об Александре (1338-1340).
Категория: Мои статьи | Добавил: Europa (28.12.2009)
Просмотров: 9015 | Комментарии: 266 | Теги: одежда | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]