Приветствую Вас Гость | RSS

Эпоха Средневековья

Четверг, 24.05.2018, 20:09
Главная » Статьи » Мои статьи

Каноны красоты в Средние века

Каноны красоты в Средние века.

 
Агнесса Сорель - красивейшая женщина 15-го века (по оценке современников) Вероятнее всего, что это копия с рисунка Жана Фуке (середины XV века), датирующаяся 1520-ми годами.
Читать об Агнес.


Когда Господь создал женщину из ребра Адама, он даровал ей вечную, неувядающую красоту. Но она утратила ее по вине дьявола, после того как отведала запретного плода, яблока; и то был для нее великий позор. И дамы в наши дни, хоть и не по собственной вине, а по вине Евы, теряют значительную часть своей красоты, если вкушают от того же запретного плода. Любая из них в бытность девицей была бела, румяна и хороша собой, но стоит ей выйти замуж, и прости-прощай прекрасные краски лица». Пьер Ларюэль, О женских прикрасах, XIII в.

При завоевании Галлии римляне столкнулись вовсе не с дикими существам. Нет, они встретили мужчин и женщин, проявлявших явную склонность к различным ухищрениям для достижения красоты. Правда, только по предметам, обнаруженным в погребальных курганах, можно судить о том, какие средства ухода за кожей и волосами они применяли.
Принятие христианства, вовсе не повлекло за собой полнейшего отказа от приемов «наведения красоты», применявшихся в эпоху античности. Они долгое время сохранялись в Византии и в странах Средиземноморья. Однако грех прародительницы Евы на протяжении долгих столетий лежал бременем на женщинах, обрекая на суровый аскетизм, который женская смекалка все же научилась обходить.
С принятием христианства «в моду» входят стыдливость и суровость, превозносимые в качестве главных добродетелей в посланиях Св. Павла и в книге пророка Исайи. Подобные проповеди предвосхищали те страсти по умерщвлению плоти, что разыгрывались в Средневековье. Нечистоплотность возводилась в ранг добродетели, а запреты и проклятия, содержавшиеся в наставлениях Отцов Церкви (III—V вв. н. э.) способствовали тому, что уходили в прошлое привычки к омовениям, краскам и притираниям, в обществе возникало предубеждение против процедур, связанных с мытьем тела.
Священнослужителям, монахам и монахиням Церковь дозволяла совершать омовения только в двух случаях: либо по естественной надобности в случае крайней нужды, либо с целью очищения накануне принятия великих таинств. Св. Радегунда (520-587) заменила водные процедуры употреблением мешочков с душистыми травами, которые монахини в аббатстве Святого Креста, где она была аббатисой, «укрепляли у себя подмышками, дабы отбить запах пота».
В обесценении косметических средств, вроде румян и белил, в глазах общества сыграли значительную роль избитые представления, унаследованные от греческих философов и римских сатириков. По их представлениям подкрашивание лица лишает женщину красоты, румяна и белила являются символами разврата, они ядовиты и приводят к появлению на теле язв и к дурным болезням (тезис, унаследованный от знаменитого медика Пшена). Но средневековые проповедники добавляли к списку отрицательных свойств и другие богопротивные качества, подкрепляя свои слова отрывками из Нового Завета.
Заботы по наведению красоты были включены в список деяний, осуждаемых Церковью, стремившейся наставлять людей даже в повседневных трудах и хлопотах. Начиная с Тертуллиана (III в н. э.) и до графа Жака де Ла Марша, проповедника, жившего в XIV в., всякие попытки приукрасить дарованные природой тело и лицо ассоциировались с двумя грехами: сладострастием и гордыней.
В ХIV веке Жак де ла Марш, правитель небольшого графства, разрешил употреблять румяна девицам на выданье, а так же женщинам, страдающим отвратительными недугами, дабы их скрыть. Однако же в своих проповедях он утверждал, что увлечение средствами для украшения лица связано со сладострастием и развратом, а потому и является печатью, что скрепляет договор о пособничестве Князю Тьмы. В одном из поучительных рассказов-наставлений повествуется об участи одной юной девушки, чрезвычайно пекшейся о своем внешнем виде. Так вот, на следующий день после какого-то празднества, где она блистала на пиру, к ней явился дьявол и обьявил ей: «Я тот, чьи повеления ты выполняешь и чей замысел ты осуществляешь, ты – моё орудие ловли душ, и потому должна последовать за мной вместе с теми, кого ты приманила». По мнению Жака де Ла Марша мнимые прикрасы свидетельствуют о глупости той, что к ним прибегает, и являются источником греха. Ибо «стараться приукрасить себя искусственно, есть обман, ведущий к прелюбодеянию».
Считалось, что женщина делает себя красивой для того, чтобы обмануть наивного жениха. Мужчина опасался, что при свете свечей обнаружит в спальне дурнушку, способную, как говорится, «накрепко завязать ему шнурочки» (на гульфике), то есть своим уродством превратить в импотента. Образ мужа, которому при женитьбе обманом всучили негодный товар, порождал мысли, имевшие под собой экономическую основу, - утрата способности к деторождению могла привести к пресечению рода.
Женское легкомыслие, по мнению проповедников, способно повредить искусству иконописи, ибо по сравнению с накрашенной женщиной лики святых выглядели невыразительно.
Зеркало, «врата ада», является любимейшим «орудием» кокетки. Здесь изображена Великая блудница, которая, как утверждает Этьен де Бурбон, «отращивает семь голов, подобно дракону: для дня, для ночи, для увеселений на людях, для религиозных празднеств, для чужеземцев». Маска. Застывшая на прекрасном лице, отражается в зеркале в виде лика дьявола, скрывшего лицо, когда-то созданное Господом. В день Страшного Суда Христос не узнает кокетку и сошлет её в ад, как утверждает Св. Иероним.
Ещё пара картинок с зеркалами.
Считалось, что применение снадобий для сохранения красоты приводит к истинному богохульству, ибо искажает творение Господа. Так что нечестивое изобретение темных сил – краска – превращет женщину в пособницу дьявола, ибо, как пишет Этьен де Бурбон( XII в.), «кокетка порешила более походить на дьявола, чем на Христа».
Проповедники поучали: «Красота – явление быстротечное, и попытки приукрасить будущий труп тщетны».
Старинные рецепты снадобий стали известны в странах Запада благодаря медикам Салернской школы (XIIв). Работы, посвященные косметическим средствам, продавали всевозможные торговцы. Женщины покупали их и сами изготавливали притирания( на картинке лавчонка аптекаря XV века).
Но существовали и местные рецепты. Так ученый медик ратовал за употребление окиси свинца, а обитательница Пиренейских гор отдавала предпочтение «доморощенным» средствам: кашице из миндаля, смешанного с медом, настоям из ромашки и подорожника.
Хотя анафема, коей предавали косметические средства церковники, распространялась и на водные процедуры, то, как и в случае с румянами и белилами, люди от них совсем отказаться не смогли, хотя и стали прибегать к ним реже. Однако в эпоху крестовых походов, после знакомства с нравами Востока, в Европе стали распространяться знания о способах наведения красоты, и женщины вновь начали усердно заботиться о своих лицах.
В ХIII и XIV вв. были созданы великие медицинские трактаты: труд мессира Альдебрандина Сиенского «Трактат о содержании тела»(1256), «Великая хирургия» Ланфрана Миланского(1296) «Хирургия» Ги де Шольяка (1363). К тому же периоду относятся и манускрипты, созданные придворными. Во всех трудах содержатся наставления, как отбеливать кожу, подкрашивать волосы, маскировать кожные пятна, удалять морщины, то есть утверждается канон красоты, которую зафиксирует ещё довольно примитивная живопись.
В Средние века красота была юной, ибо считалось, что в возрасте 25 лет изнуренная материнством женщина уже «входила в пустыню, где не было места любви», а ещё через 10 лет превращалась в набеленную и нарумяненную или, по выражению Адама де Ла Аля, в «подновленную» старуху.
В отличие от нимфетки, то есть от девушки-подростка, женщина лет двадцати пяти от роду считалась безобразной — с черными как вороново крыло волосами, смуглым или загорелым лицом. Эта ведьма являлась воплощением греха и олицетворяла союз с самим Сатаной. Но благодаря чародейству она обладала всеми необходимыми качествами, чтобы увлечь представителей сильного пола в ад: у нее были слегка покатые плечи, длинные волосы, узкие бедра, стройный стан, округлый живот. Эти «амазонки дьявола», как называл их Св. Иероним, убивают в женщине облик Марии, Царицы Небесной.
Белокурая юная красавица с вьющимися волосами, начесанными убранными в пышную прическу или заплетёнными в косы, блистает прелестью лилейно-белой кожи, и эта белизна свидетельствует о её чистоте. Целомудрии и ангельском характере. Её щечки с ямочками горят румянцем точно так же, как алеют её губки.
Брови, объект истинного поклонения в Средние века, непременно должны быть чернёнными, изогнутыми дугой и очень тонкими. Переносица как бы нависает над аккуратным прямым носом, правильным и тонким. Что же касается глаз, «ясных и весёлых»( как у героини средневековой повести «Окассен и Николетт»), под выпуклыми полупрозрачными веками, то они должны блестеть естественным блеском, обретённым лишь благодаря лимонному соку! Наконец, подбородок, кругленький, с обязательной ямочкой посередине( «раздвоенный», по выражению Гийома де Лорриса и Жана де Мена, авторов «Романа о Розе») довершает сей идеальный портрет. Каноны идеального строения тела расплывчаты, так как людей в Средние века заботил только вид того, что было доступно взору. И все же женщина должна была быть стройной, с тонкой талией, и под платьем угадывались узкие бёдра, изящно изогнутый стан и круглый, выпуклый живот дополняли картину.
Высокие, выбритые лбы,( слева изображена фламандка, справа – итальянка) – обязательный атрибут красоты того времени. Дама подвергалась болезненной процедуре эпиляции: на волосы у корней накладывалась едкая смесь из аурипигмента и негашеной извести. После того, как кожа была очищена, на лоб наносили составы, призванные воспрепятствовать росту волос, - кровь летучих мышей или лягушек, сок цикуты или золу, предварительно вымоченную в уксусе. Волосы у красавицы должны быть неприменно светлые, белокурые или рыжие, их мыли смесью золы, яичных белков и мыла, затем заплетали в косы, подкладывая подушечки из конского волоса, после чего украшали золотыми нитями или нитками жемчуга, а сверху накидывали полупрозрачные вуали.
Дамам рекомендовалось для обретения густой шевелюры натирать голову порошком, включавшим истолченные крылышки пчел и шпанской мухи, орехи и пепел от сожженных ежовых иголок.
И запретить белила и румяна было вовсе недостаточно, ибо плутовки в обход всех запретов продолжали размалевывать лица!
Злоупотребление свинцовыми белилами влекло за собой настоящую трагедию. Прекрасная дама быстро старела и дурнела: потрескавшаяся, почерневшая под влиянием свинца кожа, испорченные зубы, зловонное дыхание – вот каков был портрет несчастной пособницы Сатаны, достойной быть изображенной в сцене Апокалипсиса.
Из небесной, богоподобной красота превращается в признак болезненности. Тщеславие, принуждавшее женщин прибегать к белилам и румянам, преждевременно начинало оставлять на их лицах следы разложения не дожидаясь, когда явит свой лик смерть.

Бонус:
Описание красавицы из легенд о короле Артуре. …черты лица девушки были правильны и прекрасны, а волосы были ещё более золотисты, чем оперение крыльев иволги. Лоб её был высок, чист и бел, брови же – черны и изогнуты дугой и превосходнейшим образом очерчены; они были столь хороши, что можно было подумать, что какой-то великий мастер нарисовал их от руки. В глазах её светились столь глубокий ум и проницательность , что, вероятно, стрела её взгляда могла бы пронзить не только толщу золотых монет достоинством в пять экю, но и сердце того, кто вздумал бы закрыть от сего оружия свою грудь столь невиданным щитом и таким образом одержать над ним победу. Уверяю вас, взора столь проницательного стоит опасаться и лучше избегать, ибо никто не смог бы устоять против него, никто не смог бы не воспылать к его обладательнице пылкой любовью….ланиты её были свежее и розовее, чем лепестки дикой розы. Следует добавить, что если она отличалась хорошеньким личиком, приятным для взоров всех людей, то и станом она обладала стройным и гибким, и с ней, пожалуй, не смогла бы соперничать сама Лоретта де Бребрас. У сей юной девицы были прекрасные покатые плечи, красивые и тонкие руки, которые никогда не оставались безвольно лежать на коленях или покорно висеть вдоль тела, когда представлялась возможность подать их для поцелуя.
     Из легенд «О короле Артуре, чаше Грааля и рыцарях Круглого стола».

Список иллюстраций:
1)Туалетные принадлежности: дощечка для смешения красок( палитра), зеркало, пинцет для эпиляции, краскотёр, флакончики; период римского владычества в Галлии. Национальный музей древностей, Сен-Жермен-ан-Ле.
2)"Великая блудница". Апокалипсис из Анже, мастер Никола Батай, 1373-1387, гобелен. Музей шпалер, Анже.
3)"Колдунья", неизвестный художник, ок.1470. Германский музей книги и письменности, Лейпциг.
4)"История о том, как дама смотрелась в зеркало, прихорашивалась и вдруг увидела вместо своего отражения лик дьявола". Риттер фон Турн, гравюра, XIV в.
5)Внутренний вид аптеки( деталь), XV вю, фреска Шато д'Иссонь, Валль-д'Аоста.
6)"Портрет молодойженщины", Рогир ван дер Вейден, живопись, 1460. Национальная галерея искусств, Вашингтон.
7)"Портрет молодой женщины в желтом", Алессо Бальдовинетти, 1465, живопись. Национальная галерея, Лондон.
Категория: Мои статьи | Добавил: Europa (22.06.2010) | Автор: "История красоты" Доминик Паке
Просмотров: 7357 | Комментарии: 4 | Теги: культура | Рейтинг: 3.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]