Приветствую Вас Гость | RSS

Эпоха Средневековья

Понедельник, 18.06.2018, 12:53
Главная » Статьи » Замки и города » Города и деревни

Дом Черноголовых

Дом Черноголовых


Наряду с Большой гильдией в Риге издавна существовала еще одна организация
купцов - братство св. Маврикия, объединявшее холостых приезжих купцов.
Рижане называли его братством Черноголовых. Откуда это своеобразное
название?
В те далекие времена всю духовную жизнь общества держала в своих руках
церковь. В соответствии с ее учением, праведников, отказавшихся от земных
радостей и отдавших жизнь за христианскую веру, после смерти причисляли к
лику святых. Церковь учила, что святые будут помогать и
покровительствовать, если молить их об этом и воздавать им должные почести.
Поэтому каждая средневековая организация имела среди святых своего
заступника, или патрона.
У братства иногородних купцов таких покровителей было целых три: святой
Георгий, святая Гертруда и, наконец, самый главный - святой арап Маврикий.
Черный лик этого святого был изображен на знамени братства и на щитах его
членов. Поэтому они и называли себя Черноголовыми.
Начиная с 1477 года братство Черноголовых арендовало для своих собраний и
празднеств так называемый Новый дом, построенный городом вскоре после 1330
года. Члены братства называли этот дом "двором короля Артура". В то время
пользовался популярностью цикл романов о короле Артуре и рыцарях его
Круглого стола, и Черноголовые, молодые, холостые люди, во всем хотели
походить на них.
"Новый дом" находился в самом центре города напротив ратуши. Близость
Ратушной площади представляла много удобств: здесь можно было заключать
торговые сделки, а также устраивать грандиозные празднества и другие
увеселения, на что Черноголовые были большие мастера.
Дом был кирпичный, высотой 28 метров. Над подвальным этажом располагались
два основных этажа с высокими ступенчатыми фронтонами. Вначале фронтоны
были отделаны скромно: их украшали лишь характерные для готического стиля
ниши со стрельчатыми арками. Прямо с площади можно было по наружному
лестничному, ходу пройти в большой зал второго этажа. В 1520-1521 годах по
обе стороны входа установили высокие каменные плиты с фигурными рельефными
украшениями.
На масленицу-самый веселый из справлявшихся Черноголовыми праздников - по
лестничному ходу спускалось из зала на площадь пестрое карнавальное
шествие. Заблаговременно заготовляли большие запасы солода, меда, сала,
воска для свечей. Заранее договаривались с музыкантами - трубачами и
барабанщиками. Городской магистрат бесплатно предоставлял материал для
изготовления факелов.
Празднества начинались в Большом зале ночью при свете огромных свечей.
Пиршества, танцы на улицах города, факельные шествия чередовались с
выборами должностных лиц братства, читкой законов, разбором спорных дел.
Так продолжалось больше недели. В конце праздника зажигалась традиционная
елка на Ратушной площади.
С течением времени Дом Черноголовых приобретал все более нарядный вид. В
1619-1625 годах был заново отделан щипец, обращенный на Ратушную площадь.
Работами руководили приглашенный из Голландии мастер строительных дел
Адриан Янсен и его брат Ламберт. Готика с ее стройными, лаконичными формами
уже не соответствовала духу и вкусу времени. Новостройки Антверпена и
других голландских городов, с которыми братство Черноголовых, начиная с XVI
века, поддерживало оживленные торговые связи, свидетельствовали о новых
веяниях в архитектуре, в частности о стремлении богато украшать здания.
Поэтому и со ступенчатого щипца Дома Черноголовых были сняты скромные зубцы
и вместо них установлены скульптурные изображения людей и животных, а также
обелиски. Уступы щипца были отделаны высеченным в камне орнаментом в виде
вьющихся лент и спиралей. Ниши щипца-их было шесть - украшали живописные
изображения древних богов-покровителя торговли Меркурия и властителя морей
Нептуна. Над обеими срединными нишами виднелись установленные в 1622 году
часы с "вечным" календарем. Не был забыт и король Артур: в неглубокой
круглой нише в верхней треугольной части щипца красовался его бюст,
выполненный в виде рельефа.
На самой вершине щипца высились три металлических венчающих элемента. На
среднем, самом длинном, вращался флюгер из кованой меди с позолотой,
изображавший патрона Черноголовых - святого Георгия на коне. В руке святого-
меч. Эту, украшавшую здание, тридцатикилограммовую фигуру изготовил в 1622
году рижский золотых дел мастер Эбергард Мейер. Черноголовым как купцам
важно было знать, дует ли попутный ветер, благоприятствующий скорому
приходу в порт парусных кораблей с товарами.
Вначале Новый дом нанимали для своих собраний все братства, в том числе и
латышские братства носчиков пива и носчиков соли. Однако со временем
положение изменилось. Вложив значительные средства в реконструкцию здания,
Черноголовые оставили за собой первоочередное право пользования им, а в
1715 году оно полностью перешло в их распоряжение.
Несмотря на то, что Дом Черноголовых в дальнейшем перестраивался еще раз
восемь, его фасад сохранил свой полюбившийся рижанам своеобразный вид до
того рокового летнего дня 1941 года, когда он был разрушен гитлеровскими
варварами.
В Доме Черноголовых устраивались не только собрания и пиршества. Поскольку
его зал, самый лучший в Риге, обладал также замечательной акустикой, в нем,
начиная с XVIII века, выступали все выдающиеся музыканты, дававшие концерты
в Риге.
До наших дней от этого замечательного строения сохранились лишь некоторые
старинные скульптуры, в том числе статуи святого Георгия и святой Гертруды,
флюгер, сильно пострадавший от пожара, каменные плиты у главного входа. От
знаменитой коллекции серебряной посуды, хранившейся в Доме Черноголовых,
остались четыре блюда с рельефными украшениями и четыре бокала. Все эти
предметы теперь находятся в Музее истории города Риги и мореходства.
Категория: Города и деревни | Добавил: Europa (01.06.2010)
Просмотров: 642 | Теги: Рига, Ливония, Латвия | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]