В задачи данной статьи не входит детальное рассмотрение распространенности и
символической нагрузки всей той богатой цветовой гаммы, которая использовалась в
цивильной одежде горожан в эпоху средневековья. Я бы хотел заострить внимание
читателя, в первую очередь, на проблеме использования черного цвета в
немонашеских костюмах (с клириками и так все понятно). К сожалению, в
реконструкторской среде сформировалось мнение, что черный цвет считался мрачным,
траурным, и как следствие был явно не в моде. Как мне кажется, подобное мнение
является несколько ошибочным и, в основном, порождено современным
мировоззрением. В своей статье я попытаюсь если не опровергнуть, то, по крайней
мере, пошатнуть это устоявшееся мнение. Я ни в коем разе не хочу сказать, что
применение столь широкой яркой цветовой гаммы, имеющее, как бы то ни было, под
собой мощный базис в виде комплекса изобразительных источников, является
ошибочным или неверным. Я лишь считаю, что наравне с такими популярными цветами,
как красный, желтый, зеленый, коричневый, можно поставить и менее популярный
черный, имеющий все-таки право на существование.
В первую очередь, обратимся к изобразительным источникам, как самым
наглядным и наиболее убедительным. Пожалуй, самым ярким подтверждением
в пользу возможности использования черного цвета является манускрипт
Cantigas de Santa Maria, созданный во второй половине XIII века
в Испании при дворе короля Альфонса X (1221 -1284). Существует мнение, что,
будучи человеком талантливым, сам монарх, при дворе которого состояло большое
количество трубадуров, лично принимал участие в создании этого средневекового
сборника песен. Помимо этой особенности, этот манускрипт является в своем роде
уникальным, и примечателен он тем, что в нем все музыканты изображены в одеждах
красно-черных тонов. В этом труде собраны как песни светского характера, так и
церковной гимны, причем последние явно в меньшинстве. Наличие песен религиозного
характера не позволяет однозначно высказаться в пользу светскости черных
одеяний, однако присутствие на тех же миниатюрах красного цвета ставит под
сомнение и предположение о принадлежности данных музыкантов к монашеской
братии. Просматривая манускрипт, нельзя не обратить внимание, что почти на всех
его миниатюрах черный цвет в той или иной степени присущ каждому костюму: шоссы,
котты, сюрко, плащи, даже шапероны выполнены этим цветом. Причем, что самое
примечательное, глубина оттенка так же варьируется: от темно-синего, почти
серого, до глубокого черного цвета. Наличие на одной и той же миниатюре двух
различных оттенков черного не позволяет сделать предположение о выцветании
красок.
Кроме того, черный цвет встречается и на миниатюрах таких
общеизвестных трудов, как "Библия Мациевского", "Манесский
Кодекс" и "Роман об Александре". Но, как правило, это либо
шоссы, либо сюрко.
Библия Мациевского, вторая половина XIII в.
|
Манесский кодекс, 1305–1340.
|
Роман об Александре, 1338–1340 в.
Также косвенным подтверждением "в защиту" черного цвета может так же
служить и знаменитая "Песнь о нибелунгах", записанная
в начале XIII века германским автором. Эпизод со сборами Гунтера и Зигфрида в
путешествие в Исландию за Брюнхильдой. Вот как автор описывает работу мастериц
над одеждой путников:
365. Казался слишком дешев ей даже горностай
Для тех, кто за невестой в заморский ехал край.
Для них был выбран бархат чернее, чем агат.
И в наши дни украсил бы бойца такой наряд!
(перевод Ю.Корнеева)
Как мы видим, для автора является нормальным тот факт, что рыцари будут
красоваться в одеждах черного цвета. Вполне очевидно, что институт использования
черного цвета в светских костюмах существовал и данный цвет отнюдь не был
траурным (Гунтер все-таки ехал свататься, а не на похороны).
Кроме того, среди рецептов натуральных красителей, записанных
в Иннсбрукском манускрипте XIV века, фигурирует и черный
цвет. В этом труде даже затрагивается проблема различных его оттенков:
"Возьми скорлупу зеленых орехов и разотри ее, и дай ей
гнить в (каменном?) горшке семь дней, и так получишь черную
краску.
Если кто-то хочет сделать черную краску, то он должен взять дубовые
чернильные орешки и растереть их, и добавить туда квасцы и умело
вскипятить их с квасцами и мочой, и этим красить; если он хочет
сделать более темным, то должен добавить еще черной краски."
Скорее всего использовалась скорлупа черного ореха, известная как
темно-коричневый и черный краситель. Поскольку в ореховой скорлупе
присутствует танин, то для этого рецепта не требуется "закрепитель"
краски. Получаемый черный цвет варьируется от насыщенного
темно-коричневого до чистого черного.*
Благодатную почву в анализе излюбленной цветовой гаммы жителей средневековой
Европы дают бесчисленные описания и свидетельства современников. Например,
информацию о цветовых предпочтениях участников турниров и торжественных
мероприятий можно почерпнуть у Сицилийского Герольда в его
труде "Blason des couleurs" (фр. –
Геральдика цветов – 1414). Разумеется, торжественные, парадные
одеяния разнятся по своей цветовой насыщенности с повседневным платьям, однако
труд Сицилийского Герольда примечателен для нас больше с точки зрения психологии
цвета. Так, для него красный цвет – самый красивый (кстати,
популярность данного цвета полностью подтверждается изобразительными источниками
и археологическими находками), коричневый – наиболее
уродливый. Зеленый цвет, как природный, имеет наибольшую привлекательность. Из
сочетаний цветов он хвалит голубой с бледно-желтым, оранжевый с белым, оранжевый
с розовым, розовый с белым, черный с белым и множество прочих.
"Черный, – говорит он, – по
нынешним временам излюбленный цвет одежды, ибо это цвет самый простой. Но все
им злоупотребляют".
В знаменитом труде голландского исследователя Йохана Хёйзинги "Осень
средневековья" мы находим следующую характеристику вкусов позднего
средневековья:
во второй половине XIV – XV веке "черное, особенно черный
бархат, явно знаменует гордое, мрачное величие, столь любимое этой эпохой,
высокомерное обособление от веселой пестроты, которая царила вокруг. Филипп
Добрый, простившись с годами своей юности, всегда одет в черное, так же как и
его свита; его лошади тоже убраны черным. Цвета короля Рене, стремившегося
более ревностно подчеркивать знатность и утонченность – серый, белый и
черный."
Но, конечно, самыми убедительными могут быть лишь результаты анализа
археологических находок на красители. К сожалению, натуральные
материалы, такие как ткань и кожа, плохо сохраняются, по сравнению с
металлом, поэтому обнаружение фрагментов одежды и аксессуаров в ходе
раскопок в Лондоне является поистине замечательным. В книге Textiles
and Clothing, посвященной этим раскопкам приводятся следующие данные:
- Из 351 образца, подвергнутых анализу на краситель,
положительный результат дали лишь 220 (63%).
- Наиболее часто встречающимся оказался крапп (краситель
из марены), обычно дающий теплые кирпично-красные оттенки,
а так же используемый для получения персикового,
фиолетового, коричневого и желтовато-коричневого
цветов. Данный краситель так же может использоваться в
сочетании с другими веществами для усиления цвета или
получения новых оттенков. Так, анализ 7 образцов показал,
что крапп был смешан с синим красителем для получения
фиолетового или черного цвета.
- Анализ двух желтых на вид образцов выявил красители,
схожие по параметрам с танином, что позволяет
предположит, что в момент покраски они были коричневыми
или черными.
- Общий подсчет показал, что среди общего числа
окрашенных тканей преобладают оттенки красного. В
меньшем количестве представлены фиолетовые и синие
оттенки, следом за ними идут оттенки коричневого и,
возможно, черного. Однако, у 37% образцов выявить
краситель не удалось.
Таким образом, на основе всего вышеизложенного можно сделать
вывод, что черный цвет все же использовался в немонашеском
костюме XIII-XIV веков, хотя и не был столь популярен, как
цвета более теплых и радостных оттенков.
здесь.
Использованная литература и изобразительные источники:
- Осень средневековья - Йохан Хёйзинга / пер. Д.В. Сильвестров, М.:
Айрис-пресс, 2004.
- Textiles and Clothing c.1150–c.1450 - Elizabeth Crowfoot,
Frances Pritchard, Kay Staniland / The Boydell Press - Museum of London
2001.
- Песнь о нибелунгах / пер. Ю. Корнеева, С-Пб.:
Азбука-классика, 2002.
- The Maciejowski Bible (вторая половина XIII в.).
- Manesseschen Liederhandschrift (Codex Palatinus
Germanicus 848 (1305-1340)).
- Роман об Александре (1338-1340).
|