Каноны красоты в Средние века. | Агнесса
Сорель - красивейшая женщина 15-го века (по оценке современников)
Вероятнее всего, что это копия с рисунка Жана Фуке (середины XV века),
датирующаяся 1520-ми годами. Читать об Агнес. |
Когда Господь создал женщину из ребра Адама, он даровал ей вечную,
неувядающую красоту. Но она утратила ее по вине дьявола, после того как
отведала запретного плода, яблока; и то был для нее великий позор. И
дамы в наши дни, хоть и не по собственной вине, а по вине Евы, теряют
значительную часть своей красоты, если вкушают от того же запретного
плода. Любая из них в бытность девицей была бела, румяна и хороша собой,
но стоит ей выйти замуж, и прости-прощай прекрасные краски лица».
Пьер Ларюэль, О женских прикрасах, XIII в.
При завоевании Галлии римляне столкнулись вовсе не с дикими существам.
Нет, они встретили мужчин и женщин, проявлявших явную склонность к
различным ухищрениям для достижения красоты. Правда, только по
предметам, обнаруженным в погребальных курганах, можно судить о том,
какие средства ухода за кожей и волосами они применяли.
|
Принятие христианства, вовсе не повлекло за собой полнейшего отказа от
приемов «наведения красоты», применявшихся в эпоху античности. Они
долгое время сохранялись в Византии и в странах Средиземноморья. Однако
грех прародительницы Евы на протяжении долгих столетий лежал бременем на
женщинах, обрекая на суровый аскетизм, который женская смекалка все же
научилась обходить. |
С принятием христианства «в моду» входят стыдливость и суровость,
превозносимые в качестве главных добродетелей в посланиях Св. Павла и в
книге пророка Исайи. Подобные проповеди предвосхищали те страсти по
умерщвлению плоти, что разыгрывались в Средневековье. Нечистоплотность
возводилась в ранг добродетели, а запреты и проклятия, содержавшиеся в
наставлениях Отцов Церкви (III—V вв. н. э.) способствовали тому, что
уходили в прошлое привычки к омовениям, краскам и притираниям, в
обществе возникало предубеждение против процедур, связанных с мытьем
тела.
Священнослужителям, монахам и монахиням Церковь дозволяла совершать
омовения только в двух случаях: либо по естественной надобности в случае
крайней нужды, либо с целью очищения накануне принятия великих таинств.
Св. Радегунда (520-587) заменила водные процедуры употреблением
мешочков с душистыми травами, которые монахини в аббатстве Святого
Креста, где она была аббатисой, «укрепляли у себя подмышками, дабы
отбить запах пота».
В обесценении косметических средств, вроде румян и белил, в глазах
общества сыграли значительную роль избитые представления, унаследованные
от греческих философов и римских сатириков. По их представлениям
подкрашивание лица лишает женщину красоты, румяна и белила являются
символами разврата, они ядовиты и приводят к появлению на теле язв и к
дурным болезням (тезис, унаследованный от знаменитого медика Пшена). Но
средневековые проповедники добавляли к списку отрицательных свойств и
другие богопротивные качества, подкрепляя свои слова отрывками из
Нового Завета.
Заботы по наведению красоты были включены в список деяний, осуждаемых
Церковью, стремившейся наставлять людей даже в повседневных трудах и
хлопотах. Начиная с Тертуллиана (III в н. э.) и до графа Жака
де Ла Марша, проповедника, жившего в XIV в., всякие попытки
приукрасить дарованные природой тело и лицо ассоциировались с двумя
грехами: сладострастием и гордыней.
В ХIV веке Жак де ла Марш, правитель небольшого графства,
разрешил употреблять румяна девицам на выданье, а так же женщинам,
страдающим отвратительными недугами, дабы их скрыть. Однако же в своих
проповедях он утверждал, что увлечение средствами для украшения лица
связано со сладострастием и развратом, а потому и является печатью, что
скрепляет договор о пособничестве Князю Тьмы. В одном из поучительных
рассказов-наставлений повествуется об участи одной юной девушки,
чрезвычайно пекшейся о своем внешнем виде. Так вот, на следующий день
после какого-то празднества, где она блистала на пиру, к ней явился
дьявол и обьявил ей: «Я тот, чьи повеления ты выполняешь и чей замысел
ты осуществляешь, ты – моё орудие ловли душ, и потому должна последовать
за мной вместе с теми, кого ты приманила». По мнению Жака де Ла
Марша мнимые прикрасы свидетельствуют о глупости той, что к ним
прибегает, и являются источником греха. Ибо «стараться приукрасить себя
искусственно, есть обман, ведущий к прелюбодеянию».
Считалось, что женщина делает себя красивой для того, чтобы обмануть
наивного жениха. Мужчина опасался, что при свете свечей обнаружит в
спальне дурнушку, способную, как говорится, «накрепко завязать ему
шнурочки» (на гульфике), то есть своим уродством превратить в импотента.
Образ мужа, которому при женитьбе обманом всучили негодный товар,
порождал мысли, имевшие под собой экономическую основу, - утрата
способности к деторождению могла привести к пресечению рода.
Женское легкомыслие, по мнению проповедников, способно повредить
искусству иконописи, ибо по сравнению с накрашенной женщиной лики святых
выглядели невыразительно.
|
Зеркало, «врата ада», является любимейшим «орудием» кокетки. Здесь
изображена Великая блудница, которая, как утверждает Этьен де Бурбон,
«отращивает семь голов, подобно дракону: для дня, для ночи, для
увеселений на людях, для религиозных празднеств, для чужеземцев». Маска.
Застывшая на прекрасном лице, отражается в зеркале в виде лика дьявола,
скрывшего лицо, когда-то созданное Господом. В день Страшного Суда
Христос не узнает кокетку и сошлет её в ад, как утверждает Св. Иероним. |
| | Ещё пара картинок с зеркалами. |
Считалось, что применение снадобий для сохранения красоты приводит к
истинному богохульству, ибо искажает творение Господа. Так что
нечестивое изобретение темных сил – краска – превращет женщину в
пособницу дьявола, ибо, как пишет Этьен де Бурбон( XII в.),
«кокетка порешила более походить на дьявола, чем на Христа».
Проповедники поучали: «Красота – явление быстротечное, и попытки
приукрасить будущий труп тщетны».
|
Старинные рецепты снадобий стали известны в странах Запада благодаря
медикам Салернской школы (XIIв). Работы, посвященные косметическим
средствам, продавали всевозможные торговцы. Женщины покупали их и сами
изготавливали притирания( на картинке лавчонка аптекаря XV века).
Но существовали и местные рецепты. Так ученый медик ратовал за
употребление окиси свинца, а обитательница Пиренейских гор отдавала
предпочтение «доморощенным» средствам: кашице из миндаля, смешанного с
медом, настоям из ромашки и подорожника. |
Хотя анафема, коей предавали косметические средства церковники,
распространялась и на водные процедуры, то, как и в случае с румянами и
белилами, люди от них совсем отказаться не смогли, хотя и стали
прибегать к ним реже. Однако в эпоху крестовых походов, после знакомства
с нравами Востока, в Европе стали распространяться знания о способах
наведения красоты, и женщины вновь начали усердно заботиться о своих
лицах.
В ХIII и XIV вв. были созданы великие медицинские трактаты: труд мессира
Альдебрандина Сиенского «Трактат о содержании тела»(1256),
«Великая хирургия» Ланфрана Миланского(1296) «Хирургия» Ги де
Шольяка (1363). К тому же периоду относятся и манускрипты, созданные
придворными. Во всех трудах содержатся наставления, как отбеливать
кожу, подкрашивать волосы, маскировать кожные пятна, удалять морщины, то
есть утверждается канон красоты, которую зафиксирует ещё довольно
примитивная живопись.
В Средние века красота была юной, ибо считалось, что в возрасте 25 лет
изнуренная материнством женщина уже «входила в пустыню, где не было
места любви», а ещё через 10 лет превращалась в набеленную и
нарумяненную или, по выражению Адама де Ла Аля, в «подновленную»
старуху.
В отличие от нимфетки, то есть от девушки-подростка, женщина лет
двадцати пяти от роду считалась безобразной — с черными как вороново
крыло волосами, смуглым или загорелым лицом. Эта ведьма являлась
воплощением греха и олицетворяла союз с самим Сатаной. Но благодаря
чародейству она обладала всеми необходимыми качествами, чтобы увлечь
представителей сильного пола в ад: у нее были слегка покатые плечи,
длинные волосы, узкие бедра, стройный стан, округлый живот. Эти
«амазонки дьявола», как называл их Св. Иероним, убивают в женщине облик
Марии, Царицы Небесной.
Белокурая юная красавица с вьющимися волосами, начесанными убранными в
пышную прическу или заплетёнными в косы, блистает прелестью
лилейно-белой кожи, и эта белизна свидетельствует о её чистоте.
Целомудрии и ангельском характере. Её щечки с ямочками горят румянцем
точно так же, как алеют её губки.
Брови, объект истинного поклонения в Средние века, непременно должны
быть чернёнными, изогнутыми дугой и очень тонкими. Переносица как бы
нависает над аккуратным прямым носом, правильным и тонким. Что же
касается глаз, «ясных и весёлых»( как у героини средневековой повести
«Окассен и Николетт»), под выпуклыми полупрозрачными веками, то они
должны блестеть естественным блеском, обретённым лишь благодаря
лимонному соку! Наконец, подбородок, кругленький, с обязательной ямочкой
посередине( «раздвоенный», по выражению Гийома де Лорриса и
Жана де Мена, авторов «Романа о Розе») довершает сей
идеальный портрет. Каноны идеального строения тела расплывчаты, так как
людей в Средние века заботил только вид того, что было доступно взору. И
все же женщина должна была быть стройной, с тонкой талией, и под
платьем угадывались узкие бёдра, изящно изогнутый стан и круглый,
выпуклый живот дополняли картину.
|
Высокие, выбритые лбы,( слева изображена фламандка, справа – итальянка) –
обязательный атрибут красоты того времени. Дама подвергалась
болезненной процедуре эпиляции: на волосы у корней накладывалась едкая
смесь из аурипигмента и негашеной извести. После того, как кожа была
очищена, на лоб наносили составы, призванные воспрепятствовать росту
волос, - кровь летучих мышей или лягушек, сок цикуты или золу,
предварительно вымоченную в уксусе. Волосы у красавицы должны быть
неприменно светлые, белокурые или рыжие, их мыли смесью золы, яичных
белков и мыла, затем заплетали в косы, подкладывая подушечки из конского
волоса, после чего украшали золотыми нитями или нитками жемчуга, а
сверху накидывали полупрозрачные вуали.
Дамам рекомендовалось для обретения густой шевелюры натирать голову
порошком, включавшим истолченные крылышки пчел и шпанской мухи, орехи и
пепел от сожженных ежовых иголок. |
| |
И запретить белила и румяна было вовсе недостаточно, ибо плутовки в
обход всех запретов продолжали размалевывать лица!
Злоупотребление свинцовыми белилами влекло за собой настоящую трагедию.
Прекрасная дама быстро старела и дурнела: потрескавшаяся, почерневшая
под влиянием свинца кожа, испорченные зубы, зловонное дыхание – вот
каков был портрет несчастной пособницы Сатаны, достойной быть
изображенной в сцене Апокалипсиса.
Из небесной, богоподобной красота превращается в признак болезненности.
Тщеславие, принуждавшее женщин прибегать к белилам и румянам,
преждевременно начинало оставлять на их лицах следы разложения не
дожидаясь, когда явит свой лик смерть.
Бонус:
Описание красавицы из легенд о короле Артуре.
…черты лица девушки были правильны и прекрасны, а волосы были ещё более
золотисты, чем оперение крыльев иволги. Лоб её был высок, чист и бел,
брови же – черны и изогнуты дугой и превосходнейшим образом очерчены;
они были столь хороши, что можно было подумать, что какой-то великий
мастер нарисовал их от руки. В глазах её светились столь глубокий ум и
проницательность , что, вероятно, стрела её взгляда могла бы пронзить не
только толщу золотых монет достоинством в пять экю, но и сердце того,
кто вздумал бы закрыть от сего оружия свою грудь столь невиданным щитом и
таким образом одержать над ним победу. Уверяю вас, взора столь
проницательного стоит опасаться и лучше избегать, ибо никто не смог бы
устоять против него, никто не смог бы не воспылать к его обладательнице
пылкой любовью….ланиты её были свежее и розовее, чем лепестки дикой
розы. Следует добавить, что если она отличалась хорошеньким личиком,
приятным для взоров всех людей, то и станом она обладала стройным и
гибким, и с ней, пожалуй, не смогла бы соперничать сама Лоретта де
Бребрас. У сей юной девицы были прекрасные покатые плечи, красивые и
тонкие руки, которые никогда не оставались безвольно лежать на коленях
или покорно висеть вдоль тела, когда представлялась возможность подать
их для поцелуя.
Из легенд «О короле Артуре, чаше Грааля и рыцарях
Круглого стола».
Список иллюстраций:
1)Туалетные принадлежности: дощечка для смешения красок( палитра),
зеркало, пинцет для эпиляции, краскотёр, флакончики; период римского
владычества в Галлии. Национальный музей древностей, Сен-Жермен-ан-Ле.
2)"Великая блудница". Апокалипсис из Анже, мастер Никола Батай,
1373-1387, гобелен. Музей шпалер, Анже.
3)"Колдунья", неизвестный художник, ок.1470. Германский музей книги и
письменности, Лейпциг.
4)"История о том, как дама смотрелась в зеркало, прихорашивалась и вдруг
увидела вместо своего отражения лик дьявола". Риттер фон Турн, гравюра,
XIV в.
5)Внутренний вид аптеки( деталь), XV вю, фреска Шато д'Иссонь,
Валль-д'Аоста.
6)"Портрет молодойженщины", Рогир ван дер Вейден, живопись, 1460.
Национальная галерея искусств, Вашингтон.
7)"Портрет молодой женщины в желтом", Алессо Бальдовинетти, 1465,
живопись. Национальная галерея, Лондон. |