Приветствую Вас Гость | RSS

Эпоха Средневековья

Среда, 17.07.2019, 09:50
Главная » Статьи » Мои статьи

Кратко о танцах 15 века

Даная статья предоставляет
базовую информацию об особенностях, происхождении и реконструкции
европейских танцев 15 века.

 

1. Танец в контексте
эпохи.

 

Развитие экономики, науки, культуры обозначили 15 век
как переходной этап из Средневековья в эпоху Ренессанс. Каждая
европейская страна развивалась по-своему, и если в Италии уже началось
Возрождение, то остальные страны жили ещё в Средневековье.
Тем не
менее, общество менялось. Разница между социальными классами становилась
более ощутимой и выражалась не только в материальном плане, но и в
поведении, образовании, культуре. Эта разница начала проявляться и в
танцах.
Если раньше танцы были одинаковыми для всех слоёв общества,
то в 15 веке наряду с традиционными танцами, рождёнными в народе, и
театральными морисками начали появляться придворные постановочные танцы.
Зарождалась хореография.
Тяжелые костюмы с длинными шлейфами,
маленькие замковые залы не позволяли танцевать народные танцы. Да и сами
танцы были не столько проявлением веселья, сколько возможностью
«показать себя», свои манеры, свой статус.
Новым явлением стало
появление мастеров танца – хореографов, которые придумывали танцы и
обучали им придворных. Благодаря таким мастерам сегодня мы имеем
несколько танцевальных трактатов с музыкой, схемами и описанием танцев –
то, чего современным реконструкторам танца так не хватает для
воссоздания танцев Средневековья. Такое наследие оставили Франция и
Италия. Судя по имеющимся источникам, постановочный танец впервые возник
во Франции ещё в 14 веке под названием «бассданс» - низкий танец.
Со
временем, постановочные танцы становились неотъемлемой частью любого
торжества, где знатной семье нужно было показать свой достаток и
культурный уровень. Хореографов нанимали как учителей танцев,
организаторов и распорядителей празднеств, постановщиков спектаклей,
актёрами которых являлись сами дворяне.

 

2. Основные источники по
танцам 15 века.

 

Основополагающими источниками по
танцам 15 века являются уже не рисунки-маргиналы на полях романов и
упоминание танцев в литературе, а французские и итальянские танцевальные
манускрипты.
Сохранилось четыре манускрипта, описывающие бургундские
бассдансы, два из которых более ранние, датируемые 1480-1500 известны
под названиями Брюссельский манускрипт и книга Мишеля Тулуза. Два более
поздних – это труд Модерни «Манера исполнения бассданса» и английский
перевод с французского Роберта Коупленда. Бургундская скоропись, в
которой буквы, обозначающие шаги, помещались под соответствующими нотами
танцевальной мелодии, позволяет легко определить, какому шагу
соответствует та или иная нота, поэтому проблемы в реконструкции
бассдансов возникают только в реконструкции некоторых шагов, которые
описаны недостаточно детально.
Ранние труды отличаются от более
поздних разными названиями шага: дэмарш (demarche) и реприз (repris).
Кроме того, труд Модерни отличный по стилю написания и набору шагов
(мезур).
Италия подарила миру троих известнейших хореографов,
которые оставили после себя наследие в виде нескольких танцевальных
трактатов. Не имеет сомнения, что и в Италии, и в других странах
работало множество талантливых мастеров танца, часто аристократы сами
придумывали танцы, но труды только некоторых хореографов сохранились до
наших дней.
Первым известным танцместером является Доменико из
Пьяченсы, который в 1450 году издал книгу «Об искусстве прыгать и
плясать», где не только записал схемы, но ещё и вел рассуждения о теории
и эстетике танца. Его ученики использовали труд Доменико в качестве
модели. Поэт и общественный деятель Антонио Корнозано, в 1455 году
(сохранившееся переиздание 1465 г.) написал «Книгу об искусстве танца», а
другой ученик маэстро Доменико – хореограф Джузеппе Эбрео (после
крещения Джованни Амброзио) стал автором семи версий известного
танцевального трактата «О практике и искусстве танца».
Авторство
танцев принадлежит как самим составителям трактатов, так и другим
хореографам. Трактаты подробно описывают манеры поведения в бальной
зале, имеют некоторые биографические события из жизни авторов.

 

3. Особенности
танца 15 века.

 

Итальянские танцы отличались от
французских не только значительно большим разнообразием шагов, но и
манерой исполнения, вычурностью движений.
Термин «мезура» в
контексте бургундских бассдансов обозначал определённую
последовательность шагов. Если в схеме танца она не соблюдалась, то
такой бассданс назывался «нестандартным».
Основные шаги бургундских
бассдансов:
• Одинарный (шаг одной ногой и приставить, поднимаясь на
полупальцы);
• Двойной (три равных шага и приставить, поднимаясь на
полупальцы);
• Бранль (покачивающееся движение с поворотом корпуса
сначала в одну сторону, затем на другую); 
• Реприза либо демарш (по
одной из реконструкций – двойной шаг назад);
• Реверанс (поклон,
исполняется на согнутых коленях с одной ногой позади другой).
В
итальянской хореографии «мезура» обозначала не набор шагов, а
музыкальный размер, скорость исполнения шагов. Известны четыре мезуры:
размер бассданса, квадренарии, сальтарелло и пивы. В Италии существовали
отдельные танцы под названием бассданс (очень медленный, часто
прецессионный), сальтарелло (намного быстрее) и пива (быстрый
крестьянский танец). На размер квадренарии отдельного танца не было, так
как он пришел в Италию из Германии, но квадренария использовалась
вместе с другими размерами в новом типе танца под названием балло.
Балло
– это итальянский танец, в котором сочетаются разные размеры, ритмы.
Одинаковые шаги могут исполняться во всех четырёх мезурах по очереди, с
разной скоростью. Например, балло "Coloness” начинается в ритме
сальтарелло, затем следует квадренария, пива и в конце несколько тактов в
размере бассданса.
Основные шаги итальянских танцев:
• Семпио
(одинарный шаг);
• Доппио (шаг на полную стопу, два шага на
полупальцах и приставить).
• Репреза (длинный шаг в сторону одной
ногой, затем присоединить вторую);
• Континенца (маленький  шаг в
сторону и приставить вторую ногу);
• Риверенца (поклон, исполняется,
касаясь либо почти касаясь левым коленом пола);
• Сальтарелло
(вариация доппио с прыжком).
В итальянских танцах используются также
различные движения: мовименто, вольта тондо, меццо вольта и другие.
Постановочные
танцы могли быть на одну пару, тройку, несколько пар и танцевались
различными формациями.
Исполняя танцы 15 века, дамы, хоть и щеголяли
изысканными нарядами,  проявляли скромность. Они не могли приглашать на
танец кавалера, танцевали, скромно опустив глаза, изредка поглядывая на
кавалера. В то время, когда кавалер, не должен был забывать смотреть на
даму.
Контакты в танцах ограничивались касанием рук, а иногда –
только пальцев рук.

 

Подготовила Наталия Довгопол



Источник: http://joyssance.org.ua/index.php?option=com_content&task=view&id=101&Itemid=30
Категория: Мои статьи | Добавил: Europa (29.05.2010)
Просмотров: 3565 | Теги: развлечения, танцы | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]