Даная статья предоставляет базовую информацию об особенностях, происхождении и реконструкции европейских танцев 15 века. 1. Танец в контексте эпохи. Развитие экономики, науки, культуры обозначили 15 век как переходной этап из Средневековья в эпоху Ренессанс. Каждая европейская страна развивалась по-своему, и если в Италии уже началось Возрождение, то остальные страны жили ещё в Средневековье. Тем не менее, общество менялось. Разница между социальными классами становилась более ощутимой и выражалась не только в материальном плане, но и в поведении, образовании, культуре. Эта разница начала проявляться и в танцах. Если раньше танцы были одинаковыми для всех слоёв общества, то в 15 веке наряду с традиционными танцами, рождёнными в народе, и театральными морисками начали появляться придворные постановочные танцы. Зарождалась хореография. Тяжелые костюмы с длинными шлейфами, маленькие замковые залы не позволяли танцевать народные танцы. Да и сами танцы были не столько проявлением веселья, сколько возможностью «показать себя», свои манеры, свой статус. Новым явлением стало появление мастеров танца – хореографов, которые придумывали танцы и обучали им придворных. Благодаря таким мастерам сегодня мы имеем несколько танцевальных трактатов с музыкой, схемами и описанием танцев – то, чего современным реконструкторам танца так не хватает для воссоздания танцев Средневековья. Такое наследие оставили Франция и Италия. Судя по имеющимся источникам, постановочный танец впервые возник во Франции ещё в 14 веке под названием «бассданс» - низкий танец. Со временем, постановочные танцы становились неотъемлемой частью любого торжества, где знатной семье нужно было показать свой достаток и культурный уровень. Хореографов нанимали как учителей танцев, организаторов и распорядителей празднеств, постановщиков спектаклей, актёрами которых являлись сами дворяне. 2. Основные источники по танцам 15 века. Основополагающими источниками по танцам 15 века являются уже не рисунки-маргиналы на полях романов и упоминание танцев в литературе, а французские и итальянские танцевальные манускрипты. Сохранилось четыре манускрипта, описывающие бургундские бассдансы, два из которых более ранние, датируемые 1480-1500 известны под названиями Брюссельский манускрипт и книга Мишеля Тулуза. Два более поздних – это труд Модерни «Манера исполнения бассданса» и английский перевод с французского Роберта Коупленда. Бургундская скоропись, в которой буквы, обозначающие шаги, помещались под соответствующими нотами танцевальной мелодии, позволяет легко определить, какому шагу соответствует та или иная нота, поэтому проблемы в реконструкции бассдансов возникают только в реконструкции некоторых шагов, которые описаны недостаточно детально. Ранние труды отличаются от более поздних разными названиями шага: дэмарш (demarche) и реприз (repris). Кроме того, труд Модерни отличный по стилю написания и набору шагов (мезур). Италия подарила миру троих известнейших хореографов, которые оставили после себя наследие в виде нескольких танцевальных трактатов. Не имеет сомнения, что и в Италии, и в других странах работало множество талантливых мастеров танца, часто аристократы сами придумывали танцы, но труды только некоторых хореографов сохранились до наших дней. Первым известным танцместером является Доменико из Пьяченсы, который в 1450 году издал книгу «Об искусстве прыгать и плясать», где не только записал схемы, но ещё и вел рассуждения о теории и эстетике танца. Его ученики использовали труд Доменико в качестве модели. Поэт и общественный деятель Антонио Корнозано, в 1455 году (сохранившееся переиздание 1465 г.) написал «Книгу об искусстве танца», а другой ученик маэстро Доменико – хореограф Джузеппе Эбрео (после крещения Джованни Амброзио) стал автором семи версий известного танцевального трактата «О практике и искусстве танца». Авторство танцев принадлежит как самим составителям трактатов, так и другим хореографам. Трактаты подробно описывают манеры поведения в бальной зале, имеют некоторые биографические события из жизни авторов. 3. Особенности танца 15 века. Итальянские танцы отличались от французских не только значительно большим разнообразием шагов, но и манерой исполнения, вычурностью движений. Термин «мезура» в контексте бургундских бассдансов обозначал определённую последовательность шагов. Если в схеме танца она не соблюдалась, то такой бассданс назывался «нестандартным». Основные шаги бургундских бассдансов: • Одинарный (шаг одной ногой и приставить, поднимаясь на полупальцы); • Двойной (три равных шага и приставить, поднимаясь на полупальцы); • Бранль (покачивающееся движение с поворотом корпуса сначала в одну сторону, затем на другую); • Реприза либо демарш (по одной из реконструкций – двойной шаг назад); • Реверанс (поклон, исполняется на согнутых коленях с одной ногой позади другой). В итальянской хореографии «мезура» обозначала не набор шагов, а музыкальный размер, скорость исполнения шагов. Известны четыре мезуры: размер бассданса, квадренарии, сальтарелло и пивы. В Италии существовали отдельные танцы под названием бассданс (очень медленный, часто прецессионный), сальтарелло (намного быстрее) и пива (быстрый крестьянский танец). На размер квадренарии отдельного танца не было, так как он пришел в Италию из Германии, но квадренария использовалась вместе с другими размерами в новом типе танца под названием балло. Балло – это итальянский танец, в котором сочетаются разные размеры, ритмы. Одинаковые шаги могут исполняться во всех четырёх мезурах по очереди, с разной скоростью. Например, балло "Coloness” начинается в ритме сальтарелло, затем следует квадренария, пива и в конце несколько тактов в размере бассданса. Основные шаги итальянских танцев: • Семпио (одинарный шаг); • Доппио (шаг на полную стопу, два шага на полупальцах и приставить). • Репреза (длинный шаг в сторону одной ногой, затем присоединить вторую); • Континенца (маленький шаг в сторону и приставить вторую ногу); • Риверенца (поклон, исполняется, касаясь либо почти касаясь левым коленом пола); • Сальтарелло (вариация доппио с прыжком). В итальянских танцах используются также различные движения: мовименто, вольта тондо, меццо вольта и другие. Постановочные танцы могли быть на одну пару, тройку, несколько пар и танцевались различными формациями. Исполняя танцы 15 века, дамы, хоть и щеголяли изысканными нарядами, проявляли скромность. Они не могли приглашать на танец кавалера, танцевали, скромно опустив глаза, изредка поглядывая на кавалера. В то время, когда кавалер, не должен был забывать смотреть на даму. Контакты в танцах ограничивались касанием рук, а иногда – только пальцев рук. Подготовила Наталия Довгопол
Источник: http://joyssance.org.ua/index.php?option=com_content&task=view&id=101&Itemid=30 |