Приветствую Вас Гость | RSS

Эпоха Средневековья

Четверг, 28.03.2024, 14:27
Главная » Статьи » Мои статьи

Средневековые игры

Все средневековые игры условно можно поделить на:

Начнём с настольных игр.

Шахматы

Шахматы – одна из древнейших игр. В шахматы играли еще при дворе Карла Великого. В кабинете древностей Французской Национальной библиотеки хранятся несколько фигур из Сен-Дени, принадлежавших этому монарху.

Шахматы были страстью дворянства. Их популярность заставляет несколько изменить сложившееся мнение о знати, т.к. шахматы требуют определенной культуры ума и навыков комбинированного мышления.

Нередко игроки от размышлений над шахматной доской переходили к драке (см. рисунок). В романах и хрониках встречаются упоминания о том, как шахматная партия становилась даже поводом для военных столкновений [Роман об Ожье Арденском].

Шахматные доски и фигуры изготавливались с большим искусством: "Потом послали за шахматами и сели за игру. Принесли их в чехле из бархата на бархатной подкладке, изящно вышитом перьями феникса. Шахматная доска была такой, что лучшей вовек не бывало: окантовка из чистого золота, с прозрачными полями, а поля из изумрудов, зеленых как луговая трава, и алых рубинов, подобных горящему очагу. Фигуры из сапфиров и из богатых топазов во всем их блеске" [Роман об Александре].

В шахматы часто играли и дамы, что изображено на многих миниатюрах (см. рисунок из Романа об Александре).

Фигуры в средневековых шахматах были подобны современным. С XII по XIV вв. в числе шахматных фигур были павлин (paon - пешка), скала (rook - ладья), дева (fierge - ферзь), рыцарь (chevalier - конь), офен (aufin – слон).

Шахматы: 1
Шахматы: 2 Шахматы: 3
Шахматы: 4
Шахматы: 5 Шахматы: 7
Шахматы: 6 Шахматы: 8

Находки по шахматам:

  • Шахматы с острова Люис, Шотландия, 1150 г., 2 фигуры хранятся в Британском Музее, остальные 11 в Национальном Музее Эдинбурга. Согласно легенде в 1831, на Острове Льюис, во Внешних островах Шотландии, местный рыбак нашел маленькую пещеру из камня, приблизительно на 15 футов ниже вершины песчаной отмели, которая была частично смыта морем. Будучи особенно суеверным, горец побоялся тревожить "крошечный народец" у их пещеры, иначе он был бы проклят. Его жена была не столько напугана и решилась зайти внутрь, и в пещере были обнаружены шахматные фигуры. Это, вероятно, самые известные из когда-либо находимых шахмат. Они сделаны из клыка моржа, и как полагают, имеют исландское происхождение.

    Шахматы с острова Люис
    Шахматы с острова Люис

  • Шахматы из Лейпцига. Это шахматы четырнадцатого века, находятся в Лейпцигском Музее. Большое количество шахматных фигур этого стиля были импортированы в Англию, особенно в позднее средневековье. Множество подобных фигурок, особенно "скала", были найдены на раскопках в Йорке, Лондоне и Оксфорде.

    Шахматы из Лейпцига
    Шахматы из Лейпцига

Четыре времени года

Одним из видов игры в шахматы были так называемые «четыре сезона». Впервые этот тип игры упоминается в «Книге Игр» испанского короля Альфонса X и датируется 1240 г. Правила игры:

Поле: игра идет на доске 8 на 8 клеток. Через поле прочерчены две диагонали, которые пересекают центральные 8 клеток. Одна диагональ пересекает с3, d4, e5 и f6, другая c6, d5, e4, и f3.

Игроки: играть в игру могут одновременно 4 человека. Каждый из игроков олицетворяет собой четыре времени года, четыре стихии и четыре настроения человека. Зеленый – весна, воздух и возбуждение Красный – лето, огонь и гнев Черный – осень, земля и меланхолия Белый – зима, вода и хладнокровие

Стартовое положение фигур:

  • Зеленые – Король (King) a8; Скала / Rook (Конь) b8; Рыцарь / Knight (Слон) a7; Епископ / Bishop (Ладья) b7; Павлин / Pawn (Пешка) a6, b6, c8, c7.
  • Красные – a1; b1; a2; b2; a3, b3, c1, c2.
  • Черные – h1; g1; h2; g2; g3, h3, f1, f2.
  • Белые – h8; g8; h7; g7; h6, g6, f8, f7.

Движение фигур: Король, Скала и Рыцарь двигаются как в обычных шахматах. Епископ может прыгать через одну клетку. Пешки двигаются как обычно, но без первого шага на две клетки. Пешки могут двигаться только прямо. Если пешка доходит до края поля – она становится «Полководцем». Он может двигаться на одну клетку по диагонали. Зеленые ходят первыми. Затем остальные игроки против часовой стрелки. Игрок проигрывает в том случае, если у него «съедают короля». Выигрывает последний оставшийся в живых игрок.

Также есть усложненный вариант – каждый игрок бросает кости. Какая цифра выпадет, та фигура и ходит.

Четыре времени года
Четыре времени года

Трик-Трак

Игра в «таблички», как ее тогда называли, была ничем иным, как трик-трак. В нее играли имея набор костей и табличек из слоновой кости или дерева.

В книге расходов французского короля Иоанна, находившегося в английском плену (1356-1364), упоминается игра в таблички [Comptes de l’argenterie des rois de France au XIV siecle...]. Одна из консолей, поддерживающих балки перекрытия в замке Пьерфон (Зал Наемников), изображает даму и рыцаря, играющих в таблички.

Манускрипт 15 в., Германия
Манускрипт XV в., Германия

Манесский кодекс (1300-1330 г.), Германия
Манесский кодекс (1300-1330 г.), Германия

Лютрельский Псалтырь (1340 г.), Англия
Лютрельский Псалтырь (1340 г.), Англия

«Книга игр» короля Альфонса Х (1240 г.), Испания
«Книга игр» короля Альфонса Х (1240 г.), Испания

Поле для игры, 1475-1500, Мюнхен
Поле для игры, 1475-1500, Мюнхен

Иероним Босх, 15 век, Фландрия
Иероним Босх, XV век, Фландрия

Кости

Шахматы, трик-трак, кости – были излюбленными видами отдыха рыцарей и солдат в военной обстановке. Командиры нередко были вынуждены запрещать такое времяпрепровождение. Иногда оно было причиной серьезных нарушений по службе, и вело не только к трате денег, но и к ссорам.

Кости

Людовик Святой хотел наложить штраф на всех, кто играет как в шахматы, так и в кости и трик-трак. Но эти предписания не могли быть исполнены, как и множество других, с помощью которых пытались изменить нравы. Азартные игры были широко распространены во всех социальных слоях общества, несмотря на королевские эдикты, постановления соборов, отлучения.

В «Больших хрониках» Жеана Красивого (середина XIV в.), можно найти такую фразу: «После обеда приключилась великая ссора между слугами горожан Эно и английскими лучниками, стоявшими на постое в городе. Причиной таковой послужила игра в кости; и принесла оная ссора много зла, как вам сие ведомо». Действительно, на шум схватки сбежались вооруженные лучники, и перебили многих слуг, которые разбежались по домам своих хозяев. Те, в свою очередь, взялись за оружие, вступившись за слуг, и три сотни лучников нашли тогда свою смерть.

Манускрипт XV в., Германия
Манускрипт XV в., Германия

Роман об Александре (1338), Фландрия

Роман об Александре (1338), Фландрия
Роман об Александре (1338), Фландрия

Кости

Далее мы рассмотрим одну из популярнейших игр в кости.

Домик Счастья (Gluckshaus)

Старинная германская игра. Игралась обычно на резной и качественно раскрашенной деревянной доске.

Поле для игры Домик счастья
Поле для игры Домик счастья

Правила: В игру могут играть различное количество игроков (оптимальное 4-5 человек). Каждый игрок по очереди кидает кости. Если выпадает:

  • пустое поле – то игрок кладет туда монетку
  • поле с монеткой – игрок забирает монетку
  • Свадьба (7) – игрок всегда кладет монетку, ибо на свадьбу всегда дарят подарки
  • Удачливая хрюша (2) – игрок забирает монетки со всех полей, кроме Свадьбы
  • Король (12) – игрок забирает все монеты со всех полей, ибо никто не может противиться Королю.

Во времена Ренессанса если игрок выбрасывал 4, он платил монетку владельцу доски. В дружеской игре, если выпадает 4 – или игрок перебрасывает, или теряет ход.

Девять пляшущих мужчин / Nine Men’s Morris

Эта игра имела широчайшее распространение. Она была вырезана в храме в Курне (Египет) 1400 лет д.н.э. Упоминается в Китае 500 лет д.н.э. Доски для этой игры были найдены на Цейлоне (9- гг. н.э.). В эту игру играли римские солдаты на привалах. Она была найдена и в греческих Афинах, и в захоронениях бронзового века в Исландии. Поле для игры было вырезано на корабле викингов X в. Gokstad’е.

В средние века игра пришла в Европу. Поля для нее находили на скамьях в соборах Норвича (Norwich), Глостера (Gloucester), Солсбери (Salisbury), и даже Вестминстерского Аббатства (Westminster Abbey). Изображения людей играющих в «ДПМ» встречаются и в «Книге Игр» короля Альфонса X (1240), и во фламандском манускрипте «Романе об Александре» (1338).

Также поле для игры было найдено на крышке бочонка с корабля «Мэри Роуз» (Mary Rose), начала XVI века. Название Девять пляшущих мужчин первый раз встречается у Шекспира в «Сне в летную ночь» (1594), когда Титания говорит «The nine mens Morris is fild up with mud». Имеется ввиду, в игру играли на поле нарисованном на земле. Слово «Morris» возможно имеет сходное происхождение, что и термин «Moorish» в танце. А возможно оно происходит от французского фишка – «merrel». В Германии игру называли Muhle (Ряд).

Девять пляшущих мужчин Девять пляшущих мужчин
Роман об Александре (1338), Фландрия

Девять пляшущих мужчин Девять пляшущих мужчин
«Книга игр» короля Альфонса Х (1240 г.), Испания

Девять пляшущих мужчин
Поле для игры, Германия, конец XV в.

Правила

У каждого игрока есть по 9 фишек (фигурок). Игра начинается с первой части игры, с установки их на поле. Игроки по очереди ставят по одной фишке на любую не занятую точку. Если процессе выставления фишек один из игроков строит «ряд» (т.е. имеет три выстроенные в ряд фишки), то он может убрать одну фишку противника (кроме тех, что находятся в «ряду»). После выставления фишек начинается вторая часть игры. Также как и выставляли, игроки по очереди начинают двигать фишки. Двигаться можно на любую свободную соседнюю точку. Игрок, который не может сделать ход – проигрывает.

Поли и фишки для игры
Поле и фишки для игры

Пример игры Пример игры Пример игры
Пример игры в «Девять пляшущих мужчин» на поле из кожи

Пример игры Пример игры Пример игры
Пример игры в «Девять пляшущих мужчин» на поле из дерева

Далее идут два варианта правил с разными вариантами полей:

  • стандартный – можно построить ряд, потом вывести из него одну фишку, затем вернуть ее обратно и «съесть» фишку противника. Так можно делать до бесконечности.
  • построив один ряд, «съев» им фишку противника, больше «есть» им нельзя. Нужно строить другой ряд, по другим точкам. Этот вариант играется на доске с диагональными рядами.

Игрок проигрывает если у него остается 2 фишки, т.е. он не может построить «ряд». Игрок может также проиграть даже на первом этапе игры, если все его фишки будут заблокированы.

Лиса и Гуси (Fox & Geese)

Данная игра предположительно имеет скандинавское происхождение. Игра под названием «Hala-taft» упоминается в исландской саге «Grettis», в 1300 г. В Европу попала видимо раньше, во время набегов викингов. Следующее упоминание касается заказа Эдуарда IV. Короля Англии (1461-1483) двух лис и двадцати шести собак (это английский вариант) из серебра. Наконец предположительно эта игра названная «Freystafl» в поздних исландских сагах и есть «Лиса и Гуси».

Лиса и гуси Лиса и гуси
«Книга игр» короля Альфонса Х (1240 г.), Испания

Правила

В игру играют двое. Один играет лисой (1 фишка). Его цель съесть как можно больше гусей. Победа достигается после того как останется Х.

Другой играет гусями (13 фишек). Его цель зажать Лису в угол и не дать ей двигаться. Игра начинается с положения показанного картинке.

Поли и фишки для игры
Поле и фишки для игры

И лиса, и гуси могут ходить только по линиям соединяющим ближайшие точки. Игроки делают ход по очереди. За один ход можно передвинуть одну фишку, на одну точку.

«Съедание» гусей происходит путем перепрыгивания их лисой, причем это процесс может повторяться (как в шашках). Задача гусей построить стройные ряды из двух гусей которых лиса перепрыгнуть не сможет.

Ход 1 Ход 2 Ход 3
Ход 4 Ход 5
Начало игры

Ход 6 Ход 7 Ход 8
Лиса съедает зазевавшегося гуся

Карты

Существует предположение, что первые карты или «наибис» (naibis), были сделаны в Италии, чтобы одновременно забавлять и обучать детей. Позже пришли к мысли, что использовать рисунки на карточках для комбинационных и азартных игр, которые могли заменить игру в кости.

В ХIV в. В Италии была серия рисунков, которая составляла альбом из пятнадцати частей, интересный для детей разнообразием рисунков.

Эта серия рисунков называлась «наибис», и была воспроизведена в анонимных гравюрах, приписываемых художнику Андреа Мантенья.

Cloisters (1400-1600)

Колода так называемых «Монастырских» (Cloisters) игральных карт – единственный известный комплект из 52 карт.

В колоде 52 карты, 4 цвета, в каждом свой король, королева, валет и карты с номерами от 1 до десятки. Дизайн колоды не похож ни на одну из более ранних колод карт. Он выполнен в стилистике собачьей охоты. Ошейники, поводки, охотничьи рога и арканы. Каждая масть лишь частично отличается по цвету – ошейники и рога красные, а поводки и арканы голубые.

Карты сделаны из четырех слоев бумаги склеенных вместе, при этом карты очень жесткие. При создании на карту сначала наносили контур, затем раскрашивали в разные цвета, иногда с применением золота и серебра. Костюмы персонажей на картах выполнены по бургундской моде, господствовавшей в южных Нидерландах в 1475 г.

Карты

Венский комплект (1455)

Также существует колода из 48 карт, хранящаяся в музее в Вене. В этой колоде изображена жизнь придворных. Каждая масть имеет свой геральдический символ (Богемия, Священная Римская Империя, Франция и Венгрия). Достоинства карт отражают придворную иерархию.

Предположительно, что эта колода принадлежала Ladislaus’у "Postumus" (1457), герцогу Австрийскому, Королю Венгрии и Богемии.

Карты

Подвижные игры

Охотники и зайцы

Весьма распространенная в средневековой Европе игра.

Гравюра с изображением игры в охотников и зайцев

Необходимый инвентарь:

Правила игры:

Играющие делятся на две команды максимальным числом до 5 человек в каждой (зайцы и охотники) и встают на расстоянии восьми метров друг от друга.

Один из зайцев бросает мяч в любого охотника, начиная, таким образом, игру. Зайцы должны, не заходя за границы поля, уворачиваться от меча, в то время как охотники пытаются в них попасть.

Для выбора более выгодной позиции и осуществления более точного броска охотники могут перемещаться по игровому полю и отдавать пас друг другу.

Получив мяч, охотник должен оставаться на месте, пока не отдаст его товарищу по команде. Если охотнику, получившему мяч, удается попасть в одного из зайцев, то последний должен выйти из игры. Если же охотник промахивается, то он сам покидает игру.

Ударь по горшку

Игра была весьма популярна в 13-14 веках в Англии, Франции и Германии.

Гравюра с изображением игры "Ударь по горшку"

Необходимый инвентарь:

  • Один горшок или кувшин.
  • Одна палка длинной 0.5 - 1 м с намотанной на рабочем (ударном) конце тканью
  • Один шаперон или платок, чтобы завязать играющему глаза.

Правила игры:

Для игры необходимо 4-6 человек. Игровой поле - 5х5 м.

Играющий должен с завязанными глазами отыскать на поле горшок и попасть по нему палкой. Остальные играющие выкриками вроде "горячо", "холодно" или хлопками должны помочь ему в этом (или наоборот увести от цели).

Под горшок можно положить какой-нибудь приз с тем, чтобы сделать игру более интересной.

Перетягивание палки

Популярная среди жителей Англии и Фландрии игра 13-14 веков.

Миниатюра с изображением перетягивания палки
Роман об Александре (1338), Фландрия

Необходимый инвентарь:

  • Одна палка длиной около полуметра.
  • Желательно, плащ или любая другая подстилка.

Правила игры:

Игроки усаживаются на землю друг напротив друга и упираются ступнями, взявшись руками за палку. Далее существуют два возможных сценария развития игры:

Вариант 1: палка служит в качестве импровизированного барьера между игроками. Выигрывает тот, кто сумеет заставить противника поджать ноги.

Вариант 2: каждый игрок пытается подтащить к себе своего противника. Выигрывает тот, кому это удается сделать раньше второго.

Салки, жмурки и т.п.

В Средние века салки были весьма популярны среди простого народа, т.к. не требовали ни специальной подготовки, ни реквизита.

Салки были с различными правилами:

  • Hoodsman's Blind. Водящему одевали на голову задом наперед худ. Так он должен был кого-нибудь поймать.
  • Jingling. Обратная версия предыдущего. Все кроме одного надевают капюшоны, водящему привязывают колокольчик.
  • Feet of ground (выше ноги от земли). Игрока нельзя «осалить» пока он не на земле.
  • Prayer tag. Игрока нельзя «осалить» пока он в молитвенной позе.
  • Horns, horns. Водящий изображает дьявола. Он прикладывает руки к голове и пальцами изображает рога. Тот кого «дьявол» коснется, сам становится «дьяволом» и преследует остальных. Последний пойманный становится «дьяволом» на следующий раунд.

Камбок

Старинная французская игра. Название cambok вероятно, происходит от средневекового латинского слова «cambuca» (кривая палка) или от старофранцузского слова «akimbo» (chane или kane - кувшин, boue – лук, изгиб; в форме ручки от кувшина).

Правила игры:

Играется двумя командами 5 на 5 человек. Цель – забить мяч в некие ворота противника. Это может быть отмеченное поле на земле, несколько кольев в виде ворот и т.д. Игра идет на большом поле (приблизительно 50 на 50 метров).

Миниатюра на рисунке 35 взята из Hours of the Duchess of Bourgogne, около 1450. Оригинал храниться в Musie Condi, в Chantilly.

Камбок
Миниатюра с игрой камбок

Спокойные на открытом воздухе

Шары

Историки предполагают что эта игра появилась в Египте. Это предположение основывается на находках в гробницах датируемых 5.000 лет д.н.э. Эта игра встречалась во многих странах. В Италии она называлась Bocce, в Дании - Bolle , во Франции – Boules. Старейшее поле для игры в шары было найдено в Southampton (Англия), датируется примерно 1299 г.

Среди игроков в шары били и Сэр Френсис Дрейк, и король Генрих VIII. Последний запретил играть в нее «тем, кто не богат/состоятелен, ибо изготовители луков, тетив и наконечников для стрел, больше проводят время играем, чем совершенствуя свою работу. Король приказал каждому желающего играть в шары, заплатить налог в 100 фунтов.

Необходимый инвентарь:

Правила игры:

Для игры нужно два человека, либо две маленькие команды по 3-4 человека.

Основной шар устанавливается на поле. Игроки должны суметь подкатить свои шары на минимальное расстояние к основному.

Игра ведется до тех пор, пока не будут израсходованы все шары. Затем происходит подсчет, кто из игроков (или команд) подкатил наибольшее количество (и на наименьшее расстояние) своих шары к основному шару. Победитель выявляется по общему количеству очков.

Шары

Кубб

Весьма популярная среди жителей Готланда (Швеция) игра 13-14 веков.

Гравюра с изображением игры кубб

Необходимый для игры инвентарь:

  • Король - 30-сантиметровый деревянный параллелепипед с фигурной вершиной, с основанием 10х10 см.
  • 10 пешек - квадратные чурбаны, 20 см в высоту, основанием 7х7 см.
  • 6 бит - 30 см в длину, круглой в сечении палки.
  • 4 колышка или флажка для разметки игрового поля. Игровое поле - 5х8м, по возможности ровное, без резких перепадов высоты естественного или искусственного происхождения.

Правила игры:

Играющие разбиваются на две команды максимальным числом до 6 человек в каждой.

Король устанавливается в центр поля.

На каждой базовой линии на одинаковом расстоянии друг от друга расставляется по 5 пешек. Команды становятся за базовые линии друг напротив друга, так чтобы король оказался между ними.

Первая команда (А) пытается сбить битами все 5 пешек противоположной команды Б (в ее распоряжении 6 бит, т.е. 6 попыток). Если команде А удается сбить все пешки противника, то оставшейся (шестой) битой ее игроки могут попробовать сбить короля. В случае если команде не удается сбить короля, то игра продолжается, и сбитые пешки противника перекидываются (см. ниже) на ее сторону поля (между базовой и центральной линией, на которой стоит король). Команда А устанавливает их на своем поле на том месте, куда они упали.

Затем в игру вступает команда Б, пытаясь в первую очередь сбить свои собственные пешки, которые они переставили на поле соперника. Если им удается это сделать (или если на поле первой команды не было никаких дополнительных пешек, так как ее игрокам не удалось сбить ни одной) и еще не все 6 бит были брошены, то команда Б может сбивать пешки, находящиеся на основной линии их противников. Таким образом игра и продолжается.

Если одной команде не удается сбить все пешки, находящиеся на поле ее противника между центральной и базовой линиями (т.е. ее собственные пешки, переданные соперникам), то вторая команда может продолжить сбивать оставшиеся на базовой линии пешки первой команды. Если команде удается сбить короля оставшейся битой, то она считается победившей. Если же команде не удается это сделать (или в короля попадают до того, как все остальные пешки сбиты), то эта команда автоматически считается проигравшей.

Если игрокам удалось сбить уже 5 пешек, то они могут отказаться от шестого броска, позволяя тем самым бросать своим противникам.

Примите также во внимание:

Если после попадания пешка осталась стоять, то этот бросок не засчитывается как попадание.

Все сбитые пешки должны быть ПЕРЕКИНУТЫ на половину противника. При этом бросающий располагается за базовой линией. Если после двух бросков игроку так и не удается попасть пешкой в поле соперников, то она устанавливается рядом с королем на расстоянии одной высоты пешки.

Если игрок попадает в пешку, находящуюся на основной линии соперника, прежде чем будут сбиты все стоящие на поле пешки, то ее необходимо опять поставить на место, а этот бросок не засчитывается как удавшийся.

Бросок в короля осуществляется исключительно из-за базовой линии.

Разное

Мяч
Игра в мяч

Ходули Ходули
Ходули

Прятки
Прятки

Неизвестная игра
Неизвестная игра

Источники

  1. Эжен Эмманюэль Виолле-ле-Дюк. Жизнь и развлеченияв Средние века. – СПб.: "Евразия", 2003 г.
  2. Йенс Руге (Jens Ruge) "Gesellige Spiele im Mittelalter und heut"
  3. Лиса и Гуси – отсюда
  4. Nine Men's Morris – отсюда
  5. Камбок – отсюда
Категория: Мои статьи | Добавил: Europa (28.12.2009)
Просмотров: 5106 | Комментарии: 2 | Теги: история, Игры | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]