Приветствую Вас Гость | RSS

Эпоха Средневековья

Среда, 17.07.2019, 05:46
Главная » Статьи » Военное дело » Военное дело

Бургундская армия 1465-1477 гг. Организация, состав, вооружение, флаги, обмундир. Часть 2
Не смотря на трудности, связанные с комплектованием и финансированием ордонансового войска, его доля в вооруженных силах княжества неуклонно увеличивалась. В конце 1472г. треть  всей бургундской армии состояла из солдат, поставленных на постоянное денежное довольствие. Так, канцлер Гильом де Югоне в своем докладе указал, что «Армия Бургундии» включала в свой состав 1200 ордонансовых копий, 100 копий феодального ополчения для полевой армии и 800 – 1000 копий гарнизонных войск. К концу 1475г. регулярная армия уже составляла две трети от всех вооруженных сил княжества и продолжала увеличивать свой удельный вес. В самом начале 1476г. были сформированы еще три роты:

    Рота № 25 , кондюктер Людовико Тальяни
    Рота № 26 , кондюктер Йост д’Эллюн
    Рота № 27 , кондюктер Д. Мариано.

    В мае 1476г. в Лозанне Карл Смелый издал очередной военный ордонанс, в котором попытался устранить административно-тактическое противоречие, вытекающее из обособленного положения пехоты. Отныне пехотинцы полностью выводились из состава рот и образовывали отдельные пехотные отряды (enfants pied, всего 6), иногда так же именуемые ротами. Конные лучники теперь так же окончательно спешивались, что объяснялось как условиями местности (собирались воевать в горной Швейцарии), так и тактическими соображениями: «лучник может с большей пользой использовать лук, будучи не верхом, а в пешем строю». Карл Смелый вероятно учел опыт неудачного Грансонского сражения, когда спешивание лучников перед лицом наступающего неприятеля создавало массу неудобств.

    Ордонанс по большей части был посвящен тактическим и дисциплинарным вопросам. Смертной казни подлежал любой солдат, нарушивший приказ командира в ходе марша или сражения, а так же пойманный с поличным во время грабежа («пусть даже и на вражеской территории»), разорения церквей или насилия над женщинами. Кроме того, герцог велел:
    «дабы все проститутки в ходе предстоящей кампании были высланы из рот, а самих людей следует заставлять употреблять больше воды, чтобы они не перегревались в ходе упомянутой кампании».

    Лозаннский ордонанс (сохранился в итальянском переводе благодаря датированной 13 мая копии миланского посла Джакомо Панигаролы) стал последним крупным военным указом Карла Смелого, известным на сегодняшний день. О последующей реорганизации бургундской армии сохранились лишь косвенные свидетельства. Так, согласно отчетам военного казначейства, Карл Смелый к концу 1476г. провел окончательное деление своих войск по родам оружия. Все жандармы были сведены в 12 рот тяжелой кавалерии (по 100 бойцов в роте), все конные лучники –в 24 роты легкой кавалерии (по 100 бойцов в роте). Ордонансовая пехота была сведена в три корпуса по 1000 бойцов. Каждый корпус делился на сотни или роты, под командой центенариев или капитанов. Сотни делились на десятки, под командой дизанье. Сохранились так же сведения о том, что пехотное копье включало в свой состав 3 пикинеров, 3 арбалетчиков и 3 кулевринеров.


Рис.9. Парадная мантия Бургундии. Последняя треть 15 в.
Фрибур, Историко-художественный музей.

    Приток «свежей крови» в ордонансовую армию Карла Смелого стал возможен благодаря многочисленным иностранным наемникам, в первую очередь итальянцам. Так, накануне похода на Кельн (1474г.), герцог за 190 000 крон нанял в Северной Италии сроком на 5 месяцев 8 000 кавалеристов и 5 000 пехотинцев. Многие из этих наемников приняли участие в осаде Нейса. Согласно немецким источникам, итальянский корпус под Нейсом включал 6000 кавалеристов и 2000 пехотинцев, а их предводители Никола де Монфор, граф де Кампобассо, Джакомо Галеотто и Джакомо Вальперга стали бургундскими кондюктерами. В целом, из 27 сформированных к маю 1476г. ордонансовых рот  восемь состояли из итальянцев.

    Следующий по численности контингент иностранных наемников представляли англичане. Впервые они были упомянуты в качестве наемников во время первой Льежской кампании 1467г., где великолепно проявили себя в ходе Брюстемского сражения (28 октября). Затем англичане временно исчезают из рядов герцогской армии, по крайней мере, в начале 1472г. военное казначейство регистрирует лишь 11 жандармов, 27 конных и 16 пеших лучников, состоящих на бургундской службе. Осенью 1472 и весной 1473 гг. союзник Карла Смелого Эдуард IV Йорк направил в Бургундию от 2 до 3 тысяч своих наемников. В осаде Нейса приняло участие около 300 кавалеристов и 1600 лучников под общим командованием Джона Миддлетона, опытного английского военачальника. Осенью 1475г. после перемирия английского и французского королей в Пикиньи, еще 2000 островитян пожелали записаться в армию Карла Смелого. Даже герцогская гвардия почти наполовину состояла из английских «солдат удачи».

    Катастрофический разгром бургундской армии при Муртене сильно уменьшил долю иностранных наемников на службе у герцога Карла. Кроме того, швейцарцы взяли под жесткий контроль дороги через горные перевалы, отрезав Северную Италию от Бургундии. Тем не менее, часть итальянцев и около 1000 англичан приняли участие в завершающих боях Бургундских войн, где по большей части и сложили свои головы. Например, в роте Джона Тарнбулла из 96 бойцов к концу кампании в живых осталось только 34.

    Наемники из Германии, пополнили ряды бургундской армии в 1473г., после осенней встречи герцога Карла с императором Фридрихом III Габсбургом. По меньшей мере, 200 кулевринеров, возглавляемых Рейнольдом фон Броххаузеном, приняли участие в осаде Нейса, а немецкий рыцарь Вилвольт фон Шаумбург оставил интересные воспоминания об этой кампании.

    В целом, национальный состав армии Карла Смелого отличался большой пестротой. Собственно бургундский элемент был сильно разбавлен фламандцами (роты №№ 2,3,26), пикардийцами и геннегаусцами (рота №13), голландцами (рота №6), савойцами (роты №№5,19), эльзасцами (рота №10), испанцами и португальцами (рота №20), упоминавшимися англичанами и итальянцами (ломбардцами) причем среди последних встречались даже мавры. Столь многонациональный состав не мог отрицательно не влиять на дисциплину и степень взаимодействия в бою. Можно с уверенностью утверждать, что бургундскую армию разъедали глубокие внутренние противоречия, резко снижавшие боевую эффективность. Особенно ярко это проявлялось на длительных стоянках и во время осады. Так, пикардийцы отказывались жить в совместном лагере с итальянцами, обвиняя последних в пристрастии к содомии. При этом находились очевидцы, которые утверждали, что трупы ломбардцев ужасно пахнут. Англичане, отличавшиеся атлетическим сложением и задиристым нравом, устраивали неоднократные солдатские бунты – во время осады Нейса и в лагере под Лозанной. Жертвой одной из таких потасовок едва не стал Карл Смелый, самих же англичан после этого убивали по всему лагерю, а их имущество грабили. 


3. 
Ливреи.

    В средневековых текстах геральдические одеяния, носимые во время торжественных церемоний либо боевых действий, часто обозначаются термином «котдармэ (cotte d’armes), что буквально переводится как «гербовая одежда». Например, Оливье де Ла Марш, бургундский придворный и военный функционер, плащи-табары герольдов именует гербовой одеждой : «плащом герольдов является котдармэ»(«leheraultdoitavoirlacottedarmesvestue»). А вот что пишет в своей «Турнирной книге» Рене Анжуйский, ведя речь о геральдических одеяниях турнирующих рыцарей: «Гербовые одежды изготавливаются как у герольда, разве что не должны собираться складками на теле, дабы лучше демонстрировать герб владельца» ("Lacottedarmesdoitesterfaicteneplusmoinscommecelledungherault…”). Вместе с тем, термин «котдармэ» употребляется и в отношении военных ливрей. Тот же Ла Марш, будучи капитаном «молодой» гвардии Карла Смелого, упоминает о ливреях бургундских телохранителей: «gardelacottedarmes».  А Пьер де Кустин пишет о различных фасонах котдармэ ("lafacondeplusieurscottesdarmes”),  подтверждая условность и «всеобъемность» указанного термина.


Рис.10.Герольд Людовика де Брюгге, сеньора де Ла Грютюза.
Фрагмент миниатюры из «Турнирной книги короля Рене», 146-1480 гг.
Париж, Национальная библиотека.

    Немецким аналогом французскому котдармэ служит термин «ваппенрок» (Wappenrock). Так, источники пишут, например, о страсбургской милиции, одетой в «ваппенроки городских цветов, красный и белый» ("WappenrockenindenStadtfarbenRot-Weisaus”). Так же для обозначения геральдических одеяний немецкие источники используют термины Heroldenrock (геральдическая одежда) , Waffenrock (военная одежда) и, даже, Buntenrock (пестрая одежда). В счетных ведомостях Франкфурта на закупку красного сукна для солдатских «мундиров» употребляется термин "libery”.


Рис.11. Герб Филиппа де Круа, графа де Шиме на фоне его «ливрейных» цветов. 1450-1460-е гг.

    В англоязычной литературе  массовую одежду воинских контингентов принято именовать «ливреями» (livery). Во французских текстах мы находим аналог этому термину – палето (paletot). Ливреи (сиречь котдармэ) солдат того или иного сеньора либо города могли быть, как уже указывалось, разных фасонов: пончообразные безрукавки –сюрко  либо приталенные жакеты, с рукавами и без. Ординарные ливреи несли либо гербовые цвета города, либо «ливрейные» цвета своего сеньора. Ливрейные цвета не нужно путать с гербовыми (что иногда имеет место на реконструкторских сайтах), т.к. они отражали не тинктуру официального герба владельца, а колер его штандарта. В качестве примера вспомним нашего знакомого Жана д’Энина, служившего в роте Жана Люксембургского, бастарда д’Обурдена. Черно-фиолетовый штандарт капитана роты дублировался черно-фиолетовой расцветкой ротных ливрей (" lespaletotsdesarchersetaientegalementainsi”).


Рис.12. Реконструкция некоторых ливрей бургундских военных контингентов. Куркин А.В.
(кликните на рисунок, чтобы увеличить)

    Следующим элементом ливреи был «девиз» (бэйдж) сеньора –эмблема, как правило, отраженная в его штандарте. Эмблемы могли быть «главными»(в большинстве случаев фигуры) и «второстепенными» (те же фигуры, узлы и вензеля). Например, серо-красные (под цвет штандарта) ливреи солдат Людовика де Люксембурга, графа де Сен-Поля, могли нести у командиров подразделений главную эмблему (серебряный единорог), а у рядовых –второстепенную эмблему (золотой капюшон или литера «L»).  Бело-серые ливреи солдат Пьера д’Аршамбо, бургундского капитана, несли изображения трех игральных кубиков, а ливреи солдат Людовика де Брюгге, бургундского губернатора Голландии, --изображение бомбарды.


Рис.13. «Девиз» Жана Отважного. Фрагмент портрета.

    Интересна история развития главного «девиза» самих герцогов Бургундских. В 1405 г., в ответ на появление французской королевской эмблемы в виде двух «сучковатых» жезлов, бургундский герцог Жан Отважный избрал своим «девизом» золотой рубанок с разлетающимися стружками. Его сын Филипп Добрый заменил рубанок очень похожим изображением золотого огнива с разлетающимся искрами. Карл Смелый унаследовал «девиз» отца, поместив изображения огнива на черно-фиолетовые палето своих гвардейцев. Интересно, что на ливреях бургундских военачальников, судя по всему, огниво расшивалось  изображением герба герцога.       Следующим унификационным знаком, помещаемым на ливреи бургундских солдат, стал «Андреевский» крест. С 1435 г. он был объявлен официальной эмблемой бургундского воинства (Как эмблема, Андреевский крест появился в Бургундии значительно раньше).


Рис. 14. Реконструкция ливреи-сюрко Филиппа де Круа, 1476 г.


Рис. 15. Ливрея-жакет бургундского лейб-лучника. Фландрия, 1470-е гг. Вос, Университетская библиотека.


Рис.16. Ливреи лейб-лучников Карла Смелого с литерами «С&С». Фрагмент гобелена «Юлий Цезарь», Турнэ, 1465-1470 гг. Берн, Исторический музей.


Рис.17. Вензель Карла Смелого. Фрагмент гобелена «Тысяча цветов», Брюссель, 1466 г. Берн, Исторический музей.

    Помимо этого, палето бургундских воинов могли украшаться вензелями своих сеньоров. Например, черно-серые ливреи лейб-лучников Филиппа Доброго были расшиты литерами "Ph” & "I” («Филипп» и «Изабэль», т.е. Изабелла Португальская, его супруга ). Ливреи лейб-лучников Карла Смелого так же несли вензеля своего сеньора с начальными буквами имен трех его жен ("C”&”C”, т.е. «Карл», латин. "Carolus” и «Катрин»,  "C”&”I”, т.е. «Карл» и «Изабэль» и  "C”&”M”, т.е. «Карл» и «Маргэрит»). Кроме того, известен еще один вензель герцога "E”&”E” (Ephra & Ezvi). Изменялась и цветовая гамма гвардейских палето : черно-фиолетовая, белая, бело-красная, красно-синяя, бело-синяя. Возможно, цвета ливрей «подгонялись» под определенное событие: например, красно-синие палето гвардейцев во время свадьбы Карла и Маргариты Йорк. В этом случае такие «сиюминутные» ливреи следует считать «экстраординарными». В 1471 г., о чем писалось выше, ордонансовые войска получили ливреи «устоявшейся» к тому времени герцогской цветовой гаммы –бело-синие с красным Андреевским крестом, под цвет его штандарта со Св. Георгием, поражающим дракона (Наиболее раннее изображение бело-синего штандарта Карла Смелого, которое мне удалось найти, датировано 1469-1471 гг.: миниатюра «Молитвенника» Карла Смелого из Музея Поля Гетти, Лос-Анджелес)


Рис.
18. Штандарт (гвидон) Св.Георгия, 1474 г. Золотурн, Старый цейхгауз. Размеры 113 на 365 на 345 см.

    Ливреи городских ополченцев, в отличие от ливрей солдат ордонансовых рот либо дворянских контингентов, как уже говорилось, несли гербовые цвета своих городов, дополняемые обязательными Андреевскими крестами. Так, в одном из латинских текстов говорится о «черного и белого цвета туниках» ("vectitinigrisetalbistunicis”) городского ополчения из Гента. Примечательно, что эта цветовая гамма стала причиной возникновения клички «дятлы» (Spechte), которой немцы «наградили» гентцев. Йохан Небель, воевавший против бургундцев в рядах защитников Нейса, писал, что в насмешку над гентскими «дятлами» солдаты гарнизона развешивали на гребне крепостной стены силки для ловли птиц.

    Помимо ливрей бургундские воины использовали перевязи (bandes): на одной из миниатюр «Цюрихских хроник» Д.Шиллинга бургундские жандармы поверх лат носят бело-синие «банды» с красными крестами, а на миниатюре из «Переводов Ксенофонта» телохранитель Карла Смелого поверх синего жакета носит красную перевязь.


Рис.1
9. Телохранитель Карла Смелого.
Фрагмент фронтисписа «Переводов Ксенофонта», 1467 г.
Брюссель, Королевская библиотека.

    Сам Карл Смелый в качестве котдармэ использовал, скорее всего, жакет с рукавами или без, полностью покрытый шитьем или аппликацией своего герба. Оливье де Ла Марш описывал герб Карла Смелого следующим образом:
     «Разделенные части Франции и Бургундии и противоположные Брабанта и Лимбурга; для Франции: в лазури золотые цветки лилии (dazurcemedefleursdelisdor), бордюр разделен (разрезан, купирован –couponnee) на серебро и червлень; для Бургундии: шесть частей (pieces) золотых и лазоревых полос (bandes), лазоревый бордюр; для Брабанта: в черни золотой лев; для Лимбурга: в серебре вооруженный (т.е. с когтями) червленый лев с золотыми языком и короной; в центральной части щит Фландрии с черным львом в золоте.»


    Рис.20. Герб герцога Бургундского. Фрагмент гобелена «Тысяча цветов»

    Гербовое палето Карла Смелого в виде жилета (безрукавного жакета), изготовленное из шелка, долгое время хранилось в швейцарских коллекциях. В 80-х гг. XIX в. котдармэ герцога окончательно обветшало и было срисовано и подписано: "HertzogCarlvonBurgundHeroldenRock”, в результате чего мы можем судить о внешнем виде геральдического одеяния герцога. Не менее ценная информация о том, как выглядел Великий герцог Запада во время военных действий, содержится в ряде изобразительных источников, дошедших до наших дней. Среди них –изображения Карла Смелого в образе Юлия Цезаря на одноименном гобелене (1465-1470 гг. Бернский Исторический музей) и статуэтка из позолоченного серебра «Карл Смелый и Св. Георгий» (1467-1471 гг. , Кафедральный Собор Льежа). В обоих случаях бургундский герцог изображен в жакете с рукавами и в доспехах итальянского стиля, изготовленных, вероятно, нидерландскими придворными оружейниками («по мерке монсеньора») Ланселотом де Жентердалем и Балтазаром дю Корнэ.


Рис.21. Статуэтка «Карл Смелый и Св.Георгий», фрагмент.

    Интересно, что после битвы при Нанси (1477 г.), Рене Лотарингский преподнес Людовику XI шлем-салад погибшего герцога: "LenportalasalladeduditducauRoynostresire”. Церемония носила явный пропагандистский характер – никакого салада Карла Смелого , снятого, якобы, с его трупа, попросту не могло быть. О том, в каком виде был найден павший Великий герцог Запада, писали многочисленные средневековые источники, среди них Жан  Молине:
    «Паж (Карла Смелого), доставленный к герцогу Лотарингскому и будучи опрошенным, признался, что он видел, как герцог Бургундский был сброшен с коня и убит в одном месте, которое он (паж) готов указать. Следующим утром паж, сопровождаемый множеством знатных людей, отправился в поле и отыскал тело герцога Бургундии совсем голым, лежавшим на земле среди прочих трупов; он (герцог) получил три смертельных раны: одну в голову алебардой, которая расколола ему череп надвое, другую пикой в пах и третью в ягодицы»


Примечание:  
 Библиография

    Источники:
    Deuchler F. Die Burgunderbeute. Bern, 1963.
    Коммин Ф. Мемуары. М., 1987.
    Chauvelays M. La composition des armees de Charles le Temeraire. Dijon, 1879.
    La Marche O. Memoires. V. I-III. Paris, 1885.
    Le Livre des tournois du Roi Rene. Paris, 1986.
    Molinet J. Croniques. Bruxelles, 1935.
    Pastoureau M., Popoff M. Grand armorial eguestre de la Toison d’Or, Paris, 2003.

    Литература:
    Arnold T. The Renaissance at War. London, 2001.
    Brusten C. L’armee bourguignonne de 1465 a 1468. Bruxelles, 1953.
    Contamine P. Guerre Etat et Societe a la fin du mouen age. Paris, 1972.
    Die Murtenschlacht. La bataille de Morat. Fribourg, Bern, 1976.
    Embleton G. Medieval Military Costume. Ramsbury, 2001.
    Fliegel S. Arms and Armor. The Cleveland Museum of Art, 1998.
    Houston M. Medieval  Costume in England and France. N.Y., 1996.
    Куркин А.В. Осада Нейса, 1474 –1475 гг., «Воин», 2007, №4.
    Куркин А.В. Рыцари: последние битвы. М.; СПб., 2005.
   Куркин А.В. Униформа и флаги армии Карла Смелого, герцога Бургундии. «Para bellum», 2006, №26.
    Mann J. Arms and Armor in England. London,1966.
    МсGill P., Pacou A., Riddel R. The Burgundian Army of Charles the Bold. Freezywater publications, 2001.
    Michael N. Armies of Medieval Burgundy, 1364—1477. London, 1973.
    Neubecker O., Brooke-Little J., Tobler R. Heraldry. London, 1997.
    Neuss, Burgund und das Reich. Neuss,1975.
    Slater S. The History and Meaning of Heraldry. London, 2004.
    Turnbull S. The Book the Medieval Knight. London, 1995.
    Vaughan R. Charles the Bold. London, 1973.
    Vaughan R. Philip the Good. London, 1970.

Категория: Военное дело | Добавил: Europa (27.12.2009) W
Просмотров: 1303 | Комментарии: 1 | Теги: история, Бургундия, армии | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]