ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение мы изложим причины, породившие
рыцарство, влияние рыцарства и обстоятельства, способствовавшие его
падению и уничтожению. Это будет нечто вроде книги: оно заменит
хронологический порядок, которому нельзя было следовать без вреда
интересу предмета. Такое рыцарство, которое возникло в средние века,
не могло существовать без христианства. Только под влиянием этой
религии основные чувства рыцарства могли достигнуть своего значения. И в
другие эпохи, в древней и в новой истории великодушие и сострадание к
слабым порождало деяния, соответствующие рыцарским деяниям, но деяния
частные, редкие, эпизодические. Чувства эти загорались и гасли, бывали и
кое-какие плоды, но они быстро исчезали. Когда же эти чувства нашли
опору в христианстве, они развились с большей полнотой: явилась не
попытка к рыцарству, а само рыцарство. Это отсутствие ненависти во время
битвы, это самопожертвование, это стремление помочь угнетенному, все
эти доблести, составлявшие принадлежность рыцаря, суть христианские
доблести. Даже честь - совершенно мирское чувство - сопричастна
христианству: между не помраченной честью, рыцарским незапятнанным
щитом, безупречной совестью, белым одеянием неофита есть искренний,
сокровенный союз.[1] Эти мысли наводят на весьма естественное
размышление, что христианская религия так необходима человечеству, так
соответствует его природе, так совершенна, что удовлетворяет всем его
потребностям везде, всегда и во всем; она имеет влияние на целые народы,
так же, как и на отдельные личности, распространяет свои благодеяния
при всяких общественных и частных бедствиях. Везде, где только скорбь,
несчастье, недуг - она является отрадой и исцелением. Под ее
покровительством образуются бесчисленные союзы мужей и жен, с
величественным самоотвержением посвящающих свою жизнь на служение
человечеству. В XI веке Европа стонала под гнетом феодальной тирании и
была погружена в варварство. Вдруг, по гласу веры, величественный порыв
души начинает рассевать мрак подобно свету, разгоняющему ночную темноту.
В сердцах, обуреваемых буйными, грубыми чувствами, обнаруживаются самые
святые, самые нежные, самые возвышенные стремления: ими создается
нравственная система, имеющая в основе преданность, бескорыстие,
энтузиазм; они образуют между разными народами братство, единство,
составляющее преддверие великого европейского союза, к которому мы
стремимся. Рыцарь не был только француз, англичанин, испанец, немец,- он
был рыцарь; составилось какое-то доблестное товарищество, сблизившее
все народы, и учреждение его было важным делом в эпоху раздоров и
несогласий, потому что соединило благороднейшие души в общем поклонении
высоким чувствам.[1] Наконец, после нескольких веков блистательного
существования, рыцарство мало-помалу пришло в упадок вследствие
злоупотреблений и преимущественно перемен в военной и политической
системе Европы. Но все еще сохраняются между людьми некоторые
вдохновленные рыцарством чувства, точно также, как в отступниках веры
остаются кое-какие правила и глубокие следы того, что внушено им с
детства. Во времена рыцарства наградой доблестных деяний были слава и
почести. Это столь полезное людям воздействие, ничего им не стоящее, не
покидается и в последующие века: воспоминание о рыцарстве так живо, что и
в наше время его знаки и отличия служат наградой за заслуги и
мужество.[2] |