Наряду с Большой гильдией в Риге издавна существовала еще одна организация купцов - братство св. Маврикия, объединявшее холостых приезжих купцов. Рижане называли его братством Черноголовых. Откуда это своеобразное название? В те далекие времена всю духовную жизнь общества держала в своих руках церковь. В соответствии с ее учением, праведников, отказавшихся от земных радостей и отдавших жизнь за христианскую веру, после смерти причисляли к лику святых. Церковь учила, что святые будут помогать и покровительствовать, если молить их об этом и воздавать им должные почести. Поэтому каждая средневековая организация имела среди святых своего заступника, или патрона. У братства иногородних купцов таких покровителей было целых три: святой Георгий, святая Гертруда и, наконец, самый главный - святой арап Маврикий. Черный лик этого святого был изображен на знамени братства и на щитах его членов. Поэтому они и называли себя Черноголовыми. Начиная с 1477 года братство Черноголовых арендовало для своих собраний и празднеств так называемый Новый дом, построенный городом вскоре после 1330 года. Члены братства называли этот дом "двором короля Артура". В то время пользовался популярностью цикл романов о короле Артуре и рыцарях его Круглого стола, и Черноголовые, молодые, холостые люди, во всем хотели походить на них. "Новый дом" находился в самом центре города напротив ратуши. Близость Ратушной площади представляла много удобств: здесь можно было заключать торговые сделки, а также устраивать грандиозные празднества и другие увеселения, на что Черноголовые были большие мастера. Дом был кирпичный, высотой 28 метров. Над подвальным этажом располагались два основных этажа с высокими ступенчатыми фронтонами. Вначале фронтоны были отделаны скромно: их украшали лишь характерные для готического стиля ниши со стрельчатыми арками. Прямо с площади можно было по наружному лестничному, ходу пройти в большой зал второго этажа. В 1520-1521 годах по обе стороны входа установили высокие каменные плиты с фигурными рельефными украшениями. На масленицу-самый веселый из справлявшихся Черноголовыми праздников - по лестничному ходу спускалось из зала на площадь пестрое карнавальное шествие. Заблаговременно заготовляли большие запасы солода, меда, сала, воска для свечей. Заранее договаривались с музыкантами - трубачами и барабанщиками. Городской магистрат бесплатно предоставлял материал для изготовления факелов. Празднества начинались в Большом зале ночью при свете огромных свечей. Пиршества, танцы на улицах города, факельные шествия чередовались с выборами должностных лиц братства, читкой законов, разбором спорных дел. Так продолжалось больше недели. В конце праздника зажигалась традиционная елка на Ратушной площади. С течением времени Дом Черноголовых приобретал все более нарядный вид. В 1619-1625 годах был заново отделан щипец, обращенный на Ратушную площадь. Работами руководили приглашенный из Голландии мастер строительных дел Адриан Янсен и его брат Ламберт. Готика с ее стройными, лаконичными формами уже не соответствовала духу и вкусу времени. Новостройки Антверпена и других голландских городов, с которыми братство Черноголовых, начиная с XVI века, поддерживало оживленные торговые связи, свидетельствовали о новых веяниях в архитектуре, в частности о стремлении богато украшать здания. Поэтому и со ступенчатого щипца Дома Черноголовых были сняты скромные зубцы и вместо них установлены скульптурные изображения людей и животных, а также обелиски. Уступы щипца были отделаны высеченным в камне орнаментом в виде вьющихся лент и спиралей. Ниши щипца-их было шесть - украшали живописные изображения древних богов-покровителя торговли Меркурия и властителя морей Нептуна. Над обеими срединными нишами виднелись установленные в 1622 году часы с "вечным" календарем. Не был забыт и король Артур: в неглубокой круглой нише в верхней треугольной части щипца красовался его бюст, выполненный в виде рельефа. На самой вершине щипца высились три металлических венчающих элемента. На среднем, самом длинном, вращался флюгер из кованой меди с позолотой, изображавший патрона Черноголовых - святого Георгия на коне. В руке святого- меч. Эту, украшавшую здание, тридцатикилограммовую фигуру изготовил в 1622 году рижский золотых дел мастер Эбергард Мейер. Черноголовым как купцам важно было знать, дует ли попутный ветер, благоприятствующий скорому приходу в порт парусных кораблей с товарами. Вначале Новый дом нанимали для своих собраний все братства, в том числе и латышские братства носчиков пива и носчиков соли. Однако со временем положение изменилось. Вложив значительные средства в реконструкцию здания, Черноголовые оставили за собой первоочередное право пользования им, а в 1715 году оно полностью перешло в их распоряжение. Несмотря на то, что Дом Черноголовых в дальнейшем перестраивался еще раз восемь, его фасад сохранил свой полюбившийся рижанам своеобразный вид до того рокового летнего дня 1941 года, когда он был разрушен гитлеровскими варварами. В Доме Черноголовых устраивались не только собрания и пиршества. Поскольку его зал, самый лучший в Риге, обладал также замечательной акустикой, в нем, начиная с XVIII века, выступали все выдающиеся музыканты, дававшие концерты в Риге. До наших дней от этого замечательного строения сохранились лишь некоторые старинные скульптуры, в том числе статуи святого Георгия и святой Гертруды, флюгер, сильно пострадавший от пожара, каменные плиты у главного входа. От знаменитой коллекции серебряной посуды, хранившейся в Доме Черноголовых, остались четыре блюда с рельефными украшениями и четыре бокала. Все эти предметы теперь находятся в Музее истории города Риги и мореходства.