О проживании голяди в Западном Подмосковье свидетельствует
Ипатьевская летопись. Под 1147 годом сообщается, что суздальский князь
Юрий Долгорукий, претендовавший на киевский престол, пошел с войском на
Новгород Великий, а черниговскому князю Святославу Ольговичу повелел
воевать Смоленскую волость. Последний принял это предложение и захватил
часть смоленских земель в бассейне р. Протвы, притоке Оки, заселенных
голядью - "...и шед Святославъ и взя люди Голядь, верхъ Поротве..."
-записал летописец (ПСРЛ, 1962, с. 339).
В заключение мы изложим причины, породившие
рыцарство, влияние рыцарства и обстоятельства, способствовавшие его
падению и уничтожению. Это будет нечто вроде книги: оно заменит
хронологический порядок, которому нельзя было следовать без вреда
интересу предмета.
Над средневековой
Европой властвовали две силы: рыцари и церковь. Последняя часто
выступала против невоздержанности беспокойных рыцарей, которые были не
прочь напроказничать и засунуть какого-нибудь старого аббата в мешок, но
именно в местную церковь, в конце концов, приносили тела усопших
рыцарей. Эти неистовые личности были такими же людьми, как и те, чьи
изображения часто появлялись в определенное время в витражных стеклах
окон церкви.
ГЛАВА
XIV. Особенные бои Дюгесклена, Баярда. Бой тридцати
Особенные бои, происходившие в военное время
между рыцарями воюющих сторон, хотя и одного свойства с дуэлями, но цель
их гораздо благороднее и потому религия их почти не преследовала. В
древности, когда о дуэлях еще и помину не было, частные бои были в
обычаях; в Илиаде и Энеиде много примеров; замечательнейшие бои Ахилла и
Гектора и бой Энея и Турна; римская история представляет, между
прочими, битву Горациев м Куриациев и битву молодого Манлия, и т. д.
Варварский обычай смывать кровью обиду, иногда и
ничтожную, или предоставлять судьбе решать оружием распрю, свойственен
всем народам, бывшим в сношениях с дикими германскими племенами.
Напрасно христианская религия, смягчая суровость нравов, силилась
уничтожить этот вредный предрассудок, тщетно могущественнейшие монархи, с
Карла Великого до Людовика XIV, содействовали в этом религии всеми
своими силами. Безмерная страсть к дуэлям1 одержала верх над всеми
употреблявшимися к ее уничтожению средствами: пройдя века варварства,
она существует и в наше просвещенное столетие.
ГЛАВА
XII. Права и преимущества старого рыцарства. Разжалование,
наказания. Погребение рыцарей
Права и
преимущества старого рыцарства.
Право покрывать ратных коней длинной тафтяной или из другой легкой
материи попоной составляло одно из преимуществ рыцарского звания; попона
доходила до копыт и украшалась гербами. Рыцари пользовались
исключительным правом употреблять свои собственные печати, на которых
они были изображены верхом, с поднятым мечом. Вместе с рыцарями
погребали их золоченые шпоры. Когда им жаловали титулы monsieur,
monseigneur и messire, то жен их величали madame; жены же оруженосцев
величались mademoiselle.
Военные и рыцарские предприятия объявлялись и
обнародовались так торжественно, что уже одно это могло возбуждать в
воинах рвение состязаться и искать славы - награды их подвигов. Данные
по этому поводу обеты утверждались актами, нерушимость которых
предписывалась религией и честью. Шло ли дело об обороне или атаке
специально выбранного места, нужно ли было нападать или обороняться в
действительном сражении,- ни чем не изменяемые клятвы и обеты обязывали
жертвовать жизнью, не изменяя и не отступаясь от интересов государства...
Герольдмейстеры, герольды, их помощники
и всадники
Герольды и
геральдические законы
К XV столетию герольды стали признанными
экспертами
во всем, что касалось герботворчества, и с того времени «благородная
наука гербов» и ее изучение стали известны под таким названием, как
«геральдика». Как и в случае со всеми геральдическими вопросами, законы,
касающиеся гербов, многократно изменялись в зависимости от
времени и места, и средневековые писатели расходились во
мнениях относительно того, кто должен, а кто не должен иметь
герб. Некоторые ожесточенно доказывали, что только люди благородного происхождения
имеют такое право, тогда как другие полагали, что у любого есть возможность
получить герб. Этот вопрос — постоянный предмет дискуссии
среди геральдистов, хотя большинство правительств теперь мало
интересуются геральдикой.
В предыдущей главе было сказано обо всех
приготовлениях к предстоящему турниру. В настоящей мы расскажем обо
всем, происходившем обыкновенно на больших или на королевских турнирах.
Мы последуем за верным путеводителем Маршанжи.
С утра назначенного
для турнира дня оруженосцы входили в покои рыцаря, чтоб вооружить его.
Рыцарь, надев гобиссон и полукафтанье, шел в уборную (la salle des
.atours). Там, на мраморных столах и богатых седалищах бережно
раскладывались мантии, горностаевый мех, пояса, перья, медные шишаки,
отрядные знаки, бурелеты, наметы и другие рыцарские украшения.
ГЛАВА
VIII. Турниры, их происхождение, уставы, устройство, приготовления к
ним и обряды
Война, которая никогда не покидала умы мужчин — и не только
во времена расцвета геральдики, — требовала постоянных тренировок. У
лучников были стрельбища для оттачивания мастерства, а военные другого
профиля и специализации противоборствовали на различных турнирах.
Некоторые военизированные виды спорта, вне всякого сомнения, существуют с
очень давних времен. Греки и римляне повсеместно и постоянно
использовали военные игры и соревнования для вы¬явления сильнейшего и
храбрейшего.