ГЛАВА
XIV. Особенные бои Дюгесклена, Баярда. Бой тридцати
Особенные бои, происходившие в военное время
между рыцарями воюющих сторон, хотя и одного свойства с дуэлями, но цель
их гораздо благороднее и потому религия их почти не преследовала. В
древности, когда о дуэлях еще и помину не было, частные бои были в
обычаях; в Илиаде и Энеиде много примеров; замечательнейшие бои Ахилла и
Гектора и бой Энея и Турна; римская история представляет, между
прочими, битву Горациев м Куриациев и битву молодого Манлия, и т. д.
Варварский обычай смывать кровью обиду, иногда и
ничтожную, или предоставлять судьбе решать оружием распрю, свойственен
всем народам, бывшим в сношениях с дикими германскими племенами.
Напрасно христианская религия, смягчая суровость нравов, силилась
уничтожить этот вредный предрассудок, тщетно могущественнейшие монархи, с
Карла Великого до Людовика XIV, содействовали в этом религии всеми
своими силами. Безмерная страсть к дуэлям1 одержала верх над всеми
употреблявшимися к ее уничтожению средствами: пройдя века варварства,
она существует и в наше просвещенное столетие.
ГЛАВА
XII. Права и преимущества старого рыцарства. Разжалование,
наказания. Погребение рыцарей
Права и
преимущества старого рыцарства.
Право покрывать ратных коней длинной тафтяной или из другой легкой
материи попоной составляло одно из преимуществ рыцарского звания; попона
доходила до копыт и украшалась гербами. Рыцари пользовались
исключительным правом употреблять свои собственные печати, на которых
они были изображены верхом, с поднятым мечом. Вместе с рыцарями
погребали их золоченые шпоры. Когда им жаловали титулы monsieur,
monseigneur и messire, то жен их величали madame; жены же оруженосцев
величались mademoiselle.
Военные и рыцарские предприятия объявлялись и
обнародовались так торжественно, что уже одно это могло возбуждать в
воинах рвение состязаться и искать славы - награды их подвигов. Данные
по этому поводу обеты утверждались актами, нерушимость которых
предписывалась религией и честью. Шло ли дело об обороне или атаке
специально выбранного места, нужно ли было нападать или обороняться в
действительном сражении,- ни чем не изменяемые клятвы и обеты обязывали
жертвовать жизнью, не изменяя и не отступаясь от интересов государства...
Герольдмейстеры, герольды, их помощники
и всадники
Герольды и
геральдические законы
К XV столетию герольды стали признанными
экспертами
во всем, что касалось герботворчества, и с того времени «благородная
наука гербов» и ее изучение стали известны под таким названием, как
«геральдика». Как и в случае со всеми геральдическими вопросами, законы,
касающиеся гербов, многократно изменялись в зависимости от
времени и места, и средневековые писатели расходились во
мнениях относительно того, кто должен, а кто не должен иметь
герб. Некоторые ожесточенно доказывали, что только люди благородного происхождения
имеют такое право, тогда как другие полагали, что у любого есть возможность
получить герб. Этот вопрос — постоянный предмет дискуссии
среди геральдистов, хотя большинство правительств теперь мало
интересуются геральдикой.
В предыдущей главе было сказано обо всех
приготовлениях к предстоящему турниру. В настоящей мы расскажем обо
всем, происходившем обыкновенно на больших или на королевских турнирах.
Мы последуем за верным путеводителем Маршанжи.
С утра назначенного
для турнира дня оруженосцы входили в покои рыцаря, чтоб вооружить его.
Рыцарь, надев гобиссон и полукафтанье, шел в уборную (la salle des
.atours). Там, на мраморных столах и богатых седалищах бережно
раскладывались мантии, горностаевый мех, пояса, перья, медные шишаки,
отрядные знаки, бурелеты, наметы и другие рыцарские украшения.
ГЛАВА
VIII. Турниры, их происхождение, уставы, устройство, приготовления к
ним и обряды
Война, которая никогда не покидала умы мужчин — и не только
во времена расцвета геральдики, — требовала постоянных тренировок. У
лучников были стрельбища для оттачивания мастерства, а военные другого
профиля и специализации противоборствовали на различных турнирах.
Некоторые военизированные виды спорта, вне всякого сомнения, существуют с
очень давних времен. Греки и римляне повсеместно и постоянно
использовали военные игры и соревнования для вы¬явления сильнейшего и
храбрейшего.
Из всех военных действий, порожденных рыцарством,
военные предприятия соответствовали более других удалому и
романтическому характеру рыцарей. Мы уже видели, что молодые люди,
только что посвященные в рыцарское звание, во избежание праздности в
мирное время, отправлялись странствовать по чужим краям и посещать дворы
королей и знаменитейших принцев. Не всегда удавалось им
вспомоществовать угнетенным или доводить предприятие до конца, особенно
когда государи получили возможность справлять правосудие лично или
посредством назначенных ими судей...
В мирное время рыцари не оставались праздными:
верные клятве вспомоществовать утесненным и уничтожать вредные обычаи,
они странствовали по долам и горам, отыскивая приключения и везде
справляясь, соблюдаются ли добрые обычаи. Таким образом, первые годы их
рыцарского звания посвящены были путешествиям в дальние страны, к
чужеземным дворам, чтоб сделаться совершенными рыцарями. Зеленый цвет
платья - символ надежды - свидетельствовал о их молодости и храбрости. У
разных народов и у отличнейших рыцарей перенимали они разные способы
переламывания копья. Чтобы испытать себя и поучиться, они домогались
чести померяться с этими мастерами своего дела.
ГЛАВА V. Гербы, девизы и
военный клич
Герб Фраза «защита рук» («coat of arms»)
является вариантом более древнего термина «защита снаряжения»,
описывающего один из основных геральдических элементов снаряжения —
плащ или камзол, который надевался поверх доспехов воина и
использовался в позднесредневековыи период. Таким образом, термин
«защита рук» употребляется неправильно, так как хотя изначально он и
представлял действительный предмет одеяния с геральдическими
символами, то теперь стал обозначать все богатство личного герба,
включая щит, шлем, клейнод или нашлемник, мантию, девиз и
щитодержателей — но без единого признака реального плаща...